В связи с 15-летием парламента республики газета «Республика» продолжает диалог с депутатами Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва. Сегодня наш собеседник – Юрий Серафимович Павлов.
– Юрий Серафимович, кем вы работали до избрания депутатом Государственного Совета Чувашской Республики?
– До начала депутатской деятельности я работал председателем Вурнарского райисполкома. Затем был депутатом Верховного Совета ЧАССР двенадцатого созыва, где работал заместителем председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку на освобожденной основе. Когда формировался уже Государственный Совет Чувашской Республики, вновь участвовал в выборах и стал депутатом по территориальному округу, куда входили Вурнарский и Ибресинский районы. В республиканском парламенте первого созыва я возглавил комитет по законодательству, законности и межгосударственным связям.
– С чем было связано ваше решение пойти в политику?
– Специально над этим не задумывался. Так получилось. Сразу после службы в армии устроился на работу в фирму «Сад» – был там секретарем комсомольской организации. С 1974 года работал инструктором, а затем завотделом рабочей и сельской молодежи в обкоме комсомола. В 1980 году пригласили на работу в обком партии, практически даже не спрашивая согласия. А в 1986 году избрали председателем Вурнарского райисполкома. Судьбу, можно сказать, решали за меня.
– Вы упомянули, что были председателем Комитета по законодательству, законности и межгосударственным связям Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва. Что можете сказать о становлении законодательства в Чувашской Республике?
– Выборы прошли в 1994 году. Это был сложный период, все было внове. Парламент республики был новым представительным органом. В первую очередь тогда необходимо было закрепить статус и исполнительных, и представительных органов, и судейской системы. Постепенно, планомерно все это сделали. То, что не успели в первом созыве, завершили депутаты второго созыва. Кстати, тогда большую часть законов разрабатывал депутатский состав.
– Помните ли, как принимали Конституцию Чувашской Республики?
– Прекрасно помню. Сам был участником этого процесса. Конституционная комиссия по разработке новой Конституции была образована в августе 1994 года. Нашему комитету было поручено подготовить проект закона «О порядке обсуждения проекта Конституции Чувашской Республики и введения ее в действие». Комитет в течение полутора месяцев разработал проект закона, он был принят Государственным Советом и подписан Президентом в июне 1995 года.
Затем в течение двух месяцев было организовано обсуждение в органах местного самоуправления с участием населения, представителями трудовых коллективов, политических партий и других общественных организаций. Но сам проект Основного Закона долго не вносился официально на сессию парламента – в том числе и из-за отсутствия правовой базы федеративных отношений.
Только на 26-й сессии Государственного Совета Чувашской Республики в 1997 году был обсужден проект Конституции. Там было принято постановление о проведении всенародного обсуждения проекта Конституции. В апреле 2007 года конституционный законопроект и его альтернативные варианты были опубликованы в республиканских и районных газетах. В ходе всенародного обсуждения в Государственный Совет Чувашской Республики поступило 1500 предложений и замечаний. Все они были систематизированы для дальнейшего использования в работе. На 31-й сессии в июле 1997 года я выступил с сообщением об итогах всенародного обсуждения проекта Конституции и предложением создать согласительную комиссию для выработки единых решений по тем статьям, по которым имелись принципиальные разногласия. В состав комиссии были введены и члены нашего комитета. Дорабатывали и принимали законопроект депутаты уже второго созыва.
– Много ли законов, разработанных парламентариями первого созыва, возвращались Президентом Чувашии на доработку?
– Государственным Советом Чувашской Республики первого созыва на 45 сессиях принят всего 131 закон. Из них 93 законопроекта внесено комитетами парламента. Среди них, конечно, были и те, которые возвращались Президентом на доработку. К примеру, законы, которые устанавливали статус комитетов парламента, статус депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. Дорабатывали также законы о внесении изменений в закон о выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, о внесении изменений в закон о выборах депутатов в органы местного самоуправления, «О референдуме Чувашской Республики», «О порядке согласования при назначении Прокурора Чувашской Республики», «О порядке назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента Чувашской Республики» и др. Парламент еще только учился работать, и это было вполне закономерно.
К слову, самим Президентом Чувашии с 1994 по 1997 год было внесено 37 законопроектов. В том числе такие экономически и социально важные, как о бюджетной системе Чувашской Республики на 2005 год, о плате за землю, о ставках земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, об охране труда, об охране земель и повышении плодородия почв, о республиканском бюджете на последующий год, о личном подсобном хозяйстве граждан, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, о предоставлении налоговых льгот некоммерческим организациям, созданным совместно государством и общественными организациями вкладчиков и акционеров, о республиканском дорожном фонде, о лекарственном обеспечении граждан. Всего же за четыре года Президентом подписано 100 законов, а отклонено было 22 закона.
– Что можете сказать о взаимодействии с исполнительной властью в те времена?
– Единственное, что могу сказать, – слишком, наверное, был политизированным представительный орган в то время, что даже несколько мешало конструктивно работать, принимать своевременно нужные законы. Некоторые депутаты в большей степени хотели, скорее всего, показать свое право диктовать. Сейчас такие вещи не допускаются.
– Кто из коллег-депутатов запомнился? Чем?
– Не могу не вспомнить Петра Арсентьева, бывшего председателя колхоза «Пучах» Ядринского района, Платона Давыдова, директора опытного хозяйства «Ударник» Моргаушского района, Николая Ефимова, заместителя главы Канашской городской администрации, Валентину Иванову, корреспондента ИТАР-ТАСС по Чувашской Республике. Всегда выступали спокойно, толково, по существу дела. Венера Печникова, Антонина Чепаксина работали с душой над законопроектами.
– Как работали с избирателями? С какими вопросами больше всего обращались в то время?
– Наверное, и в то время были в основном те же проблемы, что и сейчас. Поднимали, например, вопросы строительства дорог, водоснабжения, обеспечения местами в детских садиках. Я старался просто почаще встречаться с избирателями. Участвовал и на различных районных мероприятиях, особенно на тех, которые проводились правоохранительными органами. Всегда записывал поднятые проблемы, затем привозил и давал прочесть копии ответов из разных инстанций. К слову, я и сам получал от этих встреч с народом позитивные мысли, предложения.
– Где сейчас работаете? Принимаете ли какое-либо участие в политической и общественной жизни?
– Уже девятый год работаю в судебной системе – заместителем начальника Управления Судебного департамента в Чувашской Республике. В партиях не состою. Но в общественной жизни, конечно, приходится участвовать. Например, во время Единого информационного дня выезжаю на встречи с населением – бываю и в рабочих, и в студенческих коллективах, и на селе. Такие встречи мне самому интересны.
– Что хотели бы пожелать своим коллегам – депутатам Государственного Совета Чувашской Республики уже четвертого созыва?
– Я был депутатом десять лет. И из своего опыта могу пожелать одно – парламентарий не должен забывать о своих избирателях. Что греха таить, иногда бывает, что перед выборами ведется очень интенсивная работа с населением, а после победы на выборах депутаты забывают о своих обещаниях. Например, недавно встречался с трудовым коллективом ЗАО «Промэнерго», спрашивал, кто является их депутатом. Говорят, не знают, не видели. Это непростительно. Надо быть ближе к своим избирателям, и это даст огромный импульс для законотворческой деятельности.
Эльвира ЕГОРОВА.