В связи с тем, что в этом году парламенту республики исполняется 15 лет, газета «Республика» продолжает разговор с депутатами Государственног
о Совета Чувашской Республики первого созыва. Сегодня нашим собеседником стала Венера Абдрахмановна Печникова.
Венера Печникова после окончания Казанского химико-технологического института начала трудовую деятельность в ПО им. В. И. Чапаева. Вначале – в должности инженера-технолога, затем – начальником бюро, а с 1978 по 1994 годы – начальником отдела.
– Венера Абдрахмановна, когда вы решили пойти в политику? Что на это подвигло?
– Моя политическая деятельность началась с того, что в 1987 году меня выбрали депутатом Московского районного совета. Кроме того, в 1989 году жители юго-западного микрорайона избрали меня председателем Совета общественного самоуправления. В то же время я стала руководителем территориальной депутатской группы Московского района. Можно сказать, судьба так вырулила, что я попала в политику. В бытность районным депутатом с населением работали плотно, решали много насущных вопросов, люди уже знали меня. Наверное, поэтому доверили мне быть их депутатом и в Верховном Совете Чувашской Республики – последнего, двенадцатого созыва, с 1990 по 1994 годы. А в 1994 году меня избрали депутатом только что сформированного Государственного Совета Чувашской Республики. Там я работала уже на постоянной основе – была председателем парламентского Комитета по экономической политике и параллельно – членом Комитета по экологическим вопросам. В 1998 году меня вновь выбрали депутатом Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва, где я вплотную занималась уже экологическими проблемами. В общей же сложности я проработала народным избранником пятнадцать лет. Хочу отметить, что всегда придерживалась позиции, хорошо высказанной в стихах: «На власти сроду не молюсь, с самоуправством не мирюсь. Но пуще всяческой напасти безвластья полного боюсь».
– Вспомните ситуацию с попыткой сконцентрировать в республике отходы химического оружия. Вы выступили против этого. Как все происходило?
– В 1992 году мы узнали о намерении Правительства Российской Федерации сделать новочебоксарский «Химпром» головным объектом по уничтожению химического оружия. То есть к нам должны были свозить со всей России химическое оружие, изготовленное для уничтожения населения. Будучи в это время депутатами Верховного Совета Чувашской Республики, мы связались со всеми общественными организациями в республике, со всеми депутатами различных уровней, с населением городов Чебоксары и Новочебоксарска. Собрали 17 тысяч подписей, включив в повестку дня очередной сессии, и сумели принять на сессии Верховного Совета Чувашской Республики постановление о том, что территория Чувашии не будет полигоном для химических отходов. Более того, мы поработали и с экологическим парламентом Поволжья, объединяющим депутатов 25 субъектов Российской Федерации. В итоге Правительство России пересмотрело свою первоначальную программу по уничтожению химического оружия, и в новом варианте наша республика уже не фигурировала вообще. Но, честно говоря, я и по сей день сомневаюсь, что наш «Химпром» не имеет никакого отношения к уничтожению химоружия. У нас в России гриф «секретно» никто еще не отменял!
– Хотя в первом созыве вы были председателем Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической работе, вас запомнили как борца за экологию. Расскажите, пожалуйста, как в чувашском парламенте разрабатывался проект федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся вредному воздействию токсических веществ при производстве химического оружия». Когда этот закон был принят на федеральном уровне?
– Над многострадальным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся вредному воздействию токсических веществ при производстве химического оружия» мы начали работать еще в Государственном Совете Чувашской Республики первого созыва, продолжили работу и во втором созыве, поскольку Госдума России не торопилась его принимать. В результате работы федеральных депутатов законопроект, разработанный нами, был принят в урезанном варианте. Людей, производивших химическое оружие, не включили в него. Российские законодатели сочли его слишком дорогостоящим. Мало кто из бывших работников «Химпрома» может воспользоваться этим урезанным законом – только те, кто доказал свой статус профбольных. Закон же больше будет действовать для тех, кому предстоит уничтожать химическое оружие. Было, конечно, жуткое разочарование, новочебоксарцы были расстроены.
– В те времена шел разговор также о производстве поликарбоната в Чувашии. С вашей подачи эта идея не получила поддержки. В итоге инициативу перехватил Татарстан. Как вы теперь смотрите на это – так же категорично или же признаете ошибкой?
– Когда мы выступили против производства поликарбоната на базе «Химпрома», обратились за помощью к народным депутатам СССР от нашей республики, в том числе Леониду Валентинову, Юрию Сеткину и Николаю Федорову. Они полностью поддержали нас и вышли с письмом по этой проблеме на Совет Министров РСФСР. Против строительства завода выступили также различные творческие и общественные объединения, все демократические партии и движения республики, трудовые коллективы, городские и районные советы депутатов. Так что не могу приписать себе эту заслугу. Как профессиональный химик, скажу, что вреден в принципе не сам поликарбонат, а те вещества, из которых его производят, особенно фосген. Это страшное отравляющее вещество для нового производства должны были завозить цистернами. И я не считаю, что отказ от производства был ошибкой, ибо ввозить по нашим безалаберным железным дорогам фосген на «Химпром» означало бы увеличить химическую опасность в республике. А она и без того не идеальна. Так ведь можно и ракеты начать завозить в Чувашию, уповая на то, что федеральный центр выделяет огромные деньги.
– Что можете сказать о взаимодействии с исполнительной властью в те времена?
– Взаимодействие депутатов Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва с исполнительной властью было достаточно сложным. Можно отметить, что депутаты второго созыва к консенсусу приходили гораздо чаще.
– Кто из коллег-депутатов запомнился? Чем?
– За пятнадцать лет я познакомилась с очень многими замечательными людьми. Всех перечислять – неблагодарное занятие. Я помню всех очень хорошо. Здесь уместны следующие строки: «О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской: их нет, но с благодарностью: были». Особенно боевым был состав депутатов первого созыва. А депутатам Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва я благодарна за то, что всегда находила понимание при решении экологических вопросов, касающихся республики. Чего стоит, например, результат голосования за закон «Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике». При его принятии присутствовали 66 депутатов, и все единогласно проголосовали «за». Кстати, принимали этот закон уже под председательством Михаила Михайловского.
– Как работали с избирателями? С какими вопросами больше всего обращались в то время?
– С избирателями депутаты работают постоянно, так как к каждому депутату приходят избиратели со своими проблемами: семейными, по трудоустройству, по обеспечению жильем, по лечебным вопросам. Да мало ли у людей проблем во все времена?!
– Принимаете ли какое-либо участие в политической и общественной жизни в настоящее время?
– Сейчас я на пенсии. Но люди по старой памяти обращаются ко мне с некоторыми юридическими и другими вопросами. Я им не отказываю в помощи. Ведь накоплен большой жизненный опыт. И с теми, кто приходит ко мне за поддержкой, я делюсь своими знаниями.
– Что хотели бы пожелать своим коллегам – депутатам Государственного Совета Чувашской Республики уже четвертого созыва?
– Я поздравляю нынешних депутатов с пятнадцатилетием Государственного Совета Чувашской Республики. А как пожелание хочу им напомнить такие стихи: «Хочу сказать – к другим словам заздравным и своего напутствия слова. Хочу, чтоб вы, вдыхая полной грудью мир радостей, припомнили не раз о добром деле, что другие люди хоть в малой доле сделали для вас. Пускай вас опыт прадедов научит: без добрых дел всей жизни – грош цена. Из зернышек добра на первый случай взрастите хоть бы горсточку зерна. Пусть ваше поле будет – урожайным на дружеские добрые дела. И пусть вовек ему не угрожает сорняк недружбы, подлости и зла».
Эльвира ЕГОРОВА.