Становление и развитие органов
законодательной (представительной) власти Чувашии
(из книги "Представительные органы государственной власти Чувашии")
24 июня 1920 года стало историческим днем в судьбе чувашского народа. В этот день принят декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР "Об автономии Чувашской области". Он был скреплен подписями Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинина, Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина и Секретаря ВЦИК А.С. Енукидзе. Чувашская автономная область была образована как составная часть РСФСР (административный центр – гор. Чебоксары), с включением в ее состав части территорий Казанской и Симбирской губерний, населенных преимущественно чувашами.
Для руководства новой административной единицей Оргбюро ЦК РКП(б) 24 июня 1920 года учредило временный советский орган – Революционный комитет (Ревком) области. Президиум ВЦИК по линии Советов подтвердил 1 июля 1920 года образование Ревкома Чувашской автономной области в том же составе: Д.С. Эльмень – председатель, члены – В.А. Алексеев, Л.М. Лукин, И.А. Крынецкий и Я.П. Соснин. 5 июля 1920 года в Чебоксарах состоялся митинг по случаю провозглашения Чувашской автономии.
На первом заседании Ревкома, проведенном 6 июля 1920 года, были рассмотрены и приняты постановления по вопросам организации власти и управления Чувашской автономной областью. На нем были решены в принципе вопросы административно-территориального устройства и образованы областные отраслевые отделы управления. Ревком в этот день телеграфировал в Москву – во ВЦИК и Наркомат внутренних дел, что согласно постановлению ВЦИК и СНК "вступил в исполнение своих обязанностей по управлению областью". Объявляя свой приказ № 1 с сообщением об образовании Чувашской автономной области, Ревком обратился к населению с призывом крепить национальную автономию, напрячь все силы на разгром врагов.
Приказом № 2 Ревкома от 7 июля 1920 года был утвержден персональный состав заведующих отделами отраслевого управления. Он частично изменился за счет назначения новых работников по мере их прибытия в область по призыву Ревкома.
В течение июля-сентября 1920 года Ревком собрал в единое целое переданные в состав автономной области уезды и волости Казанской и Симбирской губерний, создав аппарат управления автономной областью. Кадровый вопрос решался путем включения в работу области сотрудников чувашских учреждений и организаций вышеназванных и других поволжских губерний, а также за счет демобилизации специалистов из Красной Армии и направления в область коммунистов-чувашей и советских работников в количестве свыше 120 человек.
В августе 1920 года в честь образования Чувашской автономной области была объявлена "Неделя торжества", превратившаяся во всенародный праздник. В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, открывались новые клубы, библиотеки и избы-читальни, оказывалась помощь семьям красноармейцев, проводились массовые субботники.
20 августа 1920 года, в день торжества по случаю образования Чувашской автономной области, Ревком вынес постановление: построить Крестьянский дом на Красной площади, открыть в Чебоксарах Государственный университет и Чувашский государственный театр, соединить Чебоксары с Шихранами железнодорожной линией, переименовать станцию Шихраны в Канаш (Совет), соорудить памятник в саду "1-е Мая".
Завершающим этапом организационного оформления Чувашской автономной области стал I Чувашский областной съезд Советов, состоявшийся 7–11 ноября 1920 года. На форуме присутствовало 134 делегата, из них с совещательным голосом 87 человек. В его составе было 99 чувашей, 24 русских, 11 представителей других национальностей.
Одобрив деятельность Ревкома, участники форума обсудили вопросы о работе областного совнархоза, отдела народного образования, а также продовольственные и организационные проблемы.
Съезд избрал облисполком в составе 25 членов и 6 кандидатов. В их числе были Д.С. Эльмень (председатель), Л.М. Лукин, В.А. Алексеев, С.А. Коричев, Е.Я. Орлова, И.А. Крынецкий, И.Е. Ефимов, Г.Г. Герасимов и др. Кроме того, съезд избрал 8 делегатов и 4 кандидата на Всероссийский съезд Советов и наметил 3 кандидата в члены ВЦИК.
Первый областной съезд Советов обратился ко всей чувашской бедноте, ко всем трудящимся области, подчеркнув, что "теперь перед чувашскими массами открываются самые широкие перспективы и неограниченные возможности по пути национального развития, устройства своего счастья и новой жизни".
Свою работу Чувашский облисполком начал в трудных условиях разрушенного первой мировой и гражданской войнами хозяйства, стихийных бедствий и культурной отсталости. Вопросы формирования аппарата управления решались оперативно в рабочем порядке, в то же время многие другие проблемы требовали быстрых и незамедлительных решений.
Небывалая засуха и неурожай 1921 года захлестнули Чувашскую автономную область. Вопрос о борьбе с голодом занимал центральное место в работе второго и третьего съездов Советов области, а также уездных и волостных съездов Советов в 1921–1922 годах.
Настоящим бедствием, помимо голода, стали лесные пожары. Разыгравшиеся весной 1921 года в разных лесничествах области, они уничтожили 43 тыс. десятин леса, что составляет 7% общей лесной площади, из них 38 тыс.десятин выгорело до степени прекращения роста. Убыток от лесных пожаров равнялся более 20 миллионам рублей в золотой валюте. Выгорело столько леса, сколько по плановой разработке его использование хватило бы на 30 лет.
Облисполкомом принимались срочные меры, направленные на улучшение деятельности Советов, на совершенствование форм и методов их работы. Для организационного укрепления Советов, повышения их роли в осуществлении нэпа нужно было обеспечить регулярность проведения выборов в местные Советы и созыва их съездов.
С 1922 года с целью накопления положительного опыта в работе Советов их полномочия были продлены до одного года. ВЦИК установил единые сроки начала и окончания выборов по всей стране.
В 1923 году в Чувашии началось возрождение сельского хозяйства. Успешно ликвидировались наиболее губительные последствия голода. Оживилась рыночная торговля. К началу 1925 года в деревне преобладали середняцкие хозяйства. В них внедрялись новые агрокультурные приемы, совершенствовалось землеустройство.
В области постепенно растет количество артелей, товариществ и других кооперативных хозяйств. В 1924 году в Чувашии насчитывалось 84 полеводческих, 14 мелиоративных и 32 кредитных товарищества, объединявших 11,7 тыс. крестьянских хозяйств. Следует отметить стремление крестьян к совмещению производственных и сбытовых функций сельскохозяйственных кооперативных объединений.
Эти факторы в немалой степени повлияли на ход выборов, в которых впервые по области участвовало 35,8% избирателей. Из 3653 депутатов сельских Советов более половины составили демобилизованные красноармейцы.
Событием огромного значения явилось образование в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик – СССР и принятие в 1924 году первой Конституции СССР. Это позволило объединить усилия всех народов в деле восстановления хозяйства, в упрочении обороноспособности страны. Открылась новая страница в развитии национальной государственности малых народов, в том числе и чувашского, на основе сотрудничества и взаимопомощи всех народов, населяющих многонациональную страну.
Принятые на II сессии ВЦИК XI созыва в октябре 1924 года "Положения об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитетах, а также волостных исполкомах и сельских Советах" были направлены на "оживление" работы с помощью широкого вовлечения крестьян в управление государством.
Однако выборы местных Советов осенью 1924 года в Чувашии прошли при низкой явке избирателей (31,6% против 35,8% в 1923 году). Вследствие чего их итоги были отменены. Новые выборы были назначены на февраль-апрель 1925 года. В области развернулась массовая разъяснительная работа среди трудового населения, особенно среди женщин. Большое значение придавалось проведению отчетов исполкомов перед избирателями.
В выборах Советов 1925/26 года участвовали все основные социальные группы избирателей города и деревни. В сельские Советы было избрано 8232 депутата.
Из 183 депутатов, избранных в волисполкомы, рабочие и батраки составляли 0,5%, крестьяне – 72,7%, женщины – 2,7%, чуваши – 78,1%, русские – 18%.
В горсоветы был избран 451 человек, среди них рабочие – 15,7%, чуваши 18,3%, русские – 79,7%.
В первый год автономии Чувашии основное внимание в промышленности было уделено организации ее в рамках новой административной единицы и поддержанию достигнутого уровня производства. Согласно условиям нэпа часть мелких предприятий была сдана в аренду частным лицам или кооперативам. В то время возросла роль кооперативной промышленности, особенно распространенной в Чувашии. Определенную помощь в части финансирования, выделения сырья и оборудования, а также подготовки кадров облисполком получил от правительственных органов РСФСР.
Открывшиеся после образования Чувашской автономной области перспективы "устройства чувашами своего счастья и новой жизни" неуклонно требовали пересмотреть вопрос о правильном делении области "на гибкие жизнеспособные административные единицы", т.к. декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 года часть волостей, компактно населенных чувашами, остались за пределами Чувашской автономной области. Большинство из них вошло в состав Татарской АССР, созданной на два месяца раньше Чувашской АО. Центральная Административная комиссия при ВЦИК не хотела сразу ломать границы молодой Татарии. Смешанная комиссия Чувашской автономной области и ТАССР проделала большую работу по уточнению границ между ними, результаты которой легли в основу декрета ВЦИК от 22 сентября 1921 года.
К территории Чувашии были присоединены Новошимкусская волость, 14 селений Алькеевской волости, 7 селений Большетоябинской волости Тетюшского кантона; Шихирдановская, Батыревская и Шемалаковская волости Буинского кантона. Это явилось предпосылкой для постановки вопроса о преобразовании автономной области в автономную республику.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в июне 1922 года. 17 июня облисполком образовал комиссию по составлению проекта постановления об этом для внесения в правительство РСФСР. 22 июня в Чебоксарах состоялось заседание расширенного пленума обкома РКП(б) и облисполкома, которое вынесло постановление просить ВЦИК и ЦК РКП(б) преобразовать область в республику. 24 июня облисполком одобрил проект постановления об образовании Чувашской АССР. С этим документом в июле 1922 года в Москве побывала специальная делегация Чувашской АО. Здесь она консультировалась с представителями Народного комиссариата по делам национальностей и ВЦИК. Доклад делегации по возвращении из поездки был заслушан 19 июля 1922 года президиумом облисполкома.
В 1924 году работа подошла к завершению. 5 марта 1924 года облисполком Чувашской АО направил во ВЦИК свой проект со всеми материалами по вопросу о преобразовании автономной области в Чувашскую АССР и расширении ее территории. К проекту были приложены принятые в его поддержку постановления пленума Чувашского обкома РКП(б) от 22 февраля и сессии облисполкома от 28 февраля 1924 года. Необходимо отметить, что в отношении расширения территории он базировался на тех же положениях, внесенных в свое время авторами проекта образования Чувашской трудовой коммуны. Предлагалось расширение территории до максимума за счет присоединения к Чувашской АО всех волостей, в которых компактно проживало чувашское население, из соседних Нижегородской и Симбирской губерний и Татарской АССР. Было предложено также включить в ее состав Мелекесский уезд Самарской губернии, а также гор. Симбирск, намеченный в качестве административного центра расширенной единицы.
ВЦИК не мог согласиться с таким проектом. Вместе с тем он и не отверг его прямо, поручив изучить проект специальной комиссии. Рассмотрев заключение данной комиссии 28 июля 1924 года, Президиум ВЦИК признал положение Чувашской АО тяжелым и счел возможным пересмотреть границы области в сторону расширения и создания для нее более мощной экономической базы.
Президиум ВЦИК 29 декабря 1924 года заключил, что не могут быть включены в состав Чувашской АО Мелекесский уезд, а также Симбирская губерния, переименованная 9 мая 1924 года в Ульяновскую.
Проект расширения территории Чувашской АО имел ряд вариантов, из них надо было выбрать тот, который лучше решал задачи укрепления чувашской государственности, не нарушая в то же время интересов соседних губерний и областей. Президиум ВЦИК, рассмотрев вопрос о финансово-экономическом положении Чувашской автономной области и оказании ей материальной помощи утвердительно, 26 февраля 1925 года образовал специальную комиссию в составе членов ВЦИК М.Д. Пастухова (председатель), А.П. Зорина, Ф.М. Лежнева и представителя наркомфина В.В. Преснякова. Она работала в Чувашии с 10 по 23 марта с участием ответственных работников Чувашской АО, Марийской АО и Ульяновской губернии.
21 апреля 1925 года спецкомиссия ознакомила Президиум ВЦИК с результатами своей деятельности. В итоге было принято постановление: преобразовать Чувашскую автономную область в существующих границах в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, входящую как федеральная часть в состав РСФСР. Постановление подписали Председатель ВЦИК М.И. Калинин и Секретарь ВЦИК А.С. Киселев. Были приняты также постановления о границах ЧАССР с Марийской АО и Татарской АССР.
В отношении ходатайства о включении г. Алатыря и Алатырского уезда было решено передать вопрос на рассмотрение Административной комиссии ВЦИК (в нее от Чувашии были включены С.А. Коричев и М.В. Шевле) для согласования с Ульяновским губисполкомом. 15 июня 1925 года Президиум ВЦИК принял решение "О государственном устройстве Чувашской АССР", а 20 июля 1925 года – постановил передать в состав ЧАССР г. Алатырь и 3 волости Алатырского уезда Ульяновской губернии – Алатырскую, Кувакинскую и Порецкую. Вошедшая в Чувашскую АССР часть территории Алатырского уезда Президиумом ВЦИК была утверждена под названием Новоалатырского, что было непривычным для населения. Поэтому 19 апреля 1926 года Президиум изменил свое предыдущее постановление от 17 августа 1925 года, оставив в силе за уездом прежнее наименование – Алатырский.
В результате изменений, связанных с образованием ЧАССР, в ее составе стало 5 уездов с 61 волостью: Алатырский с 3 укрупненными волостями, Батыревский с 12, Цивильский с 13, Чебоксарский с 14 и Ядринский с 19 волостями. Территория республики расширилась до 18300 квадратных километров.
С преобразованием Чувашской автономной области в Чувашскую АССР начался новый этап в развитии госстроительства чувашского народа. Советская автономия поднялась на новую ступень. Намного расширились ее права в решении местных вопросов, связанных с самобытностью национально-государственной территориальной единицы. Республика получила собственные органы власти. Они, действуя в рамках Конституции СССР и РСФСР, гарантирующих эти права, стали постепенно решать вопросы дальнейшего экономического и культурного развития.
Формирование аппарата госвласти и управления ЧАССР происходили в сжатые сроки. 29 апреля 1925 года в Чебоксарах собралась III сессия облисполкома Советов пятого созыва. Она, заслушав постановление Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года о преобразовании Чувашской автономной области в автономную республику, сделала правительственное сообщение для широкого оповещения населения об этом историческом акте. Одновременно облисполком переходил в совершенно новое качество, став с этого дня Исполнительным комитетом Советов ЧАССР, что нашло отражение в республиканской газете "Канаш" в номере от 1 мая 1925 года.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 15 июня 1925 года "О государственном устройстве Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики" узаконило принципы и структуру госаппарата. Высшим органом власти в республике провозглашался съезд Советов и избранный им Центральный Исполнительный Комитет. Под ведением ЦИКа учреждался общереспубликанский исполнительный и распорядительный орган госуправления – Совет Народных Комиссаров. Для руководства отдельными отраслями управления образованы 10 народных комиссариатов и Совет народного хозяйства.
В соответствии с вышеупомянутым постановлением Центра Исполком Советов ЧАССР 30 июля 1925 года существовавшие до сих пор областные отделы переименовал в народные комиссариаты с передачей им всех функций последних. Список первых наркомов республики официально был оформлен 22 сентября 1925 года, а затем незначительно измененный и обновленный его вариант утвержден 5 ноября того же года.
Постоянный состав Советов ЧАССР был утвержден Штатной комиссией НК РКИ РСФСР 27 августа 1925 года. Состоявшийся 5 ноября 1925 года пленум республиканского Исполкома сконструировал все руководящие советские органы. С тех пор высший орган республиканской власти стал именоваться Центральным Исполнительным Комитетом Чувашской АССР. Был образован первый Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР. ЦИК и СНК в этом составе проработали до созыва Первого съезда Советов ЧАССР.
С 26 по 31 января 1926 года в Чебоксарах проходил I (VI) съезд Советов Чувашской АССР. Признав огромную работу правительства по привлечению внимания центральных органов СССР к вновь образованной Чувашской республике, выразившейся в оказании Центром значительной финансовой поддержки, в присоединении к ней промышленного Алатырского района, в содействии по поднятию и развитию промышленного края, в предоставлении льгот по сельскохозяйственному налогу, к возврату семссуды и пр., он акцентировал внимание делегатов на важнейших вопросах советского, хозяйственного и культурного строительства и развития республики на социалистических началах.
Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Чувашской АССР в составе 65 членов и 24 кандидатов.
31 января 1926 года на форуме Советов была принята первая Конституция (Основной закон) ЧАССР. В ней изложены политические основы организации Советской власти, провозглашены основные права и свободы, что государственными языками в республике являются чувашский и русский; закреплена госсобственность на землю, на фабрики и заводы, все виды транспорта и средства связи; труд признан обязанностью всех граждан.
Разработка Конституции являлась делом новым. За основу была принята Конституция РСФСР, утвержденная 11 мая 1925 года XII Всероссийским съездом Советов. В целях изучения и использования законотворческого опыта других Исполком Советов ЧАССР запросил и получил от соседних автономных республик тексты их конституций – Башкирской, Татарской, Казахской и Немцев Поволжья.
Вслед за съездом состоялась I-я сессия Центрального исполнительного комитета. Она избрала Президиум ЦИК ЧАССР из 15 членов и кандидатов. Его первым председателем был избран И.И. Илларионов, заместителями Председателя – М.Г. Моторин и А.Х. Харитонов, секретарем – Д. Захаров. На сессии было образовано правительство республики – Совет Народных Комиссаров ЧАССР в составе 11 наркоматов. Народными комиссарами утверждены: внутренних дел – И.Я. Морозов; просвещения – А.Н. Никитин; земледелия – А.Х. Харитонов; здравоохранения – Г.Г. Герасимов; юстиции – Ф.С. Степанов; социального обеспечения – И.Г. Кузнецов; финансов – Т.Л. Лаврентьев; рабоче-крестьянской инспекции – П.В. Литвинов; внутренней торговли – Г.И. Эмир; труда – Н.Н. Волжский. Председателем Совета народного хозяйства стал А.М. Михайлов, Председателем Совета Народных Комиссаров ЧАССР – С.А. Коричев, заместителем Предсовнаркома – А.Я. Яковлев.
24–31 марта 1927 года II (VII) съезд Советов ЧАССР утвердил "Положение о Центральном исполнительном комитете Чувашской АССР", "Положение о членах ЦИКа", а также постановление о государственном гербе и флаге ЧАССР.
Все эти позитивные сдвиги выражали общие основы строительства многонационального Советского государства на принципах демократического централизма. Наряду с этим они отражали и национально-специфические особенности Чувашской республики, предусматривали ее широкую компетенцию, осуществление государственной власти на автономных началах через свои высшие органы власти: съезд Советов республики, между съездами – избираемый им ЦИК, Совет Народных Комиссаров республики. Согласно Конституции ЧАССР в их ведение входили все важнейшие государственные вопросы.
Съезды Советов, ЦИК республики, его Президиум, Совет Народных Комиссаров по Конституции 1926 года пользовались правом издания законодательных актов по вопросам деятельности местных народных комиссариатов, правом контроля и ревизии.
Демократические права чувашского народа расширялись и в решении общегосударственных вопросов. Если при автономной области Чувашия посылала в Совет Национальностей ЦИК СССР одного представителя, то с образованием республики стала избирать пять представителей. Кроме того, Чувашская автономная республика имела своего представителя в Москве при отделе национальностей Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).
В период реконструкции народного хозяйства имела некоторое оживление деятельность Советов в деревне. Предвыборные кампании проходили под лозунгом широкого вовлечения трудящихся масс в работу Советов.
На выборах Советов 1927 года в сельской местности ЧАССР участвовало 48,4, в городах – 48,6% избирателей. Заметный сдвиг произошел в усилении работы среди женщин: в составе избирательных комиссий работало 1230 женщин, по сравнению с предыдущими выборами процент их участия в голосовании вырос с 14,4 до 31,3. В сельсоветах число женщин-депутатов увеличилось с 647 до 5931 человека, в волисполкомах и уисполкомах 22% составляли женщины. Возросло влияние бедноты во вновь избранных органах власти: 35,4% депутатов явились освобожденными от сельскохозяйственного налога крестьянами.
Широко практиковалось заслушивание отчетов перед населением. На 61 собрании обсуждался избирателями отчет ЦИК, на 165 – отчеты уисполкомов, на 794 – отчеты волисполкомов, на 1214 – отчеты сельсоветов и их ревизионных комиссий.
В целях усиления живого инструктирования низовых работников ЦИКом, например, проведены курсы для низовых советских работников – 60 человек, во всех уездах при уездных исполкомах организовывались совещания волостных работников, почти во всех волостях проводились курсы председателей и секретарей сельсоветов.
В республике настойчиво проводилась коренизация советского аппарата и введение чувашского языка во всех государственных и общественных учреждениях и организациях.
Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, в Чувашской АССР проживало 894517 человек. По национальному составу: чуваши – 671286 (75,04%), русские – 175962 (19,67%), мордва – 23296 (2,6%), татары – 22320 (2,5%), лица других национальностей – 1653 (0,19%). Сельское население составляло 849313 (94,95%), городское – 45204 человека.
С целью удешевления управленческого аппарата, максимального приближения советских органов к массам в республике проводилась большая работа по их перестройке. Основным моментом деятельности по упрощению советского аппарата является переход от четырехзвеньевой (ЦИК–УИК–ВИК–сельсовет) системы управления к трехзвеньевой (ЦИК–РИК–сельсовет).
Во исполнение постановления II (VII) Всечувашского съезда Советов и постановления Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 года, ЦИК и СНК ЧАССР вместо старых 63-х административных единиц (5 уездов и 58 волостей) решили организовать 17 районов: Татаркасинский – с центром в с. Большой Сундырь; Чебоксарский – с центром в гор. Чебоксарах; Мариинско-Посадский – с центром в гор. Мариинском Посаде; Козловский – с центром в д. Козловке; Ядринский – с центром в гор. Ядрине; Аликовский – с центром в с. Аликове; Цивильский – с центром в гор. Цивильске; Красночетайский – с центром в с. Красные Четаи; Вурнарский – с центром в с. Вурнарах; Канашский – с центром в гор. Канаше; Урмарский – с центром на станции Урмары; Порецкий – с центром в с. Порецком; Ибресинский – с центром на станции Ибреси; Большебатыревский – с центром в с. Большое Батырево; Малояльчиковский – с центром в с. Малые Яльчики; Алатырский – с центром в гор. Алатыре; Шемуршинский – с центром в с. Шемурша. Проведено также укрупнение сельсоветов. Вместо существовавших ранее 1167 сельских Советов оставлены 812 укрупненных. Сокращение составляет 30 процентов. Сокращению и изменению подверглись и структуры центральных органов.
Организация районов целиком устранила недочеты прежнего административного деления, дав возможность действительного и полного приближения к населению, обладая достаточными правовыми, организационными и финансово-материальными возможностями для разрешения наиболее сложных вопросов местного характера.
Районирование ощутимо сказывалось на улучшении работы сельсоветов, прежде всего на увеличении оплаты труда работников. В 1926/27 году годовая стоимость расходов на сельский Совет составляла в среднем 236 рублей, а в 1927/28 году она повысилась до 502 рублей. Произошло увеличение в 2 с лишним раза. В 1926 году председатель сельсовета ежемесячно получал по 8 рублей, а в 1928 году – по 16 рублей. Этой ставкой низкой категории было охвачено около 1000 сотрудников сельсоветов. Некоторая часть предсельсоветов ежемесячно получали по 20 рублей. Вопрос улучшения оплаты труда работников сельсовета был весьма актуален. Низкая оплачиваемость их труда в республике до районирования была весьма больным вопросом. Она тормозила делу подбора в исполнительный аппарат сельсоветов наиболее подготовленных кадров. Иногда дело доходило до курьезов. В прошлом нередки были случаи, когда в некоторых сельсоветах "председательствование" производилось между его членами поочередно и сменяемость предсельсоветов в течение 8-9 месяцев доходило до 7-8 раз. От такого сельсовета невозможно было ждать творческой серьезной работы.
В целях усиления связи Советов и их депутатов с населением в ЧАССР периодически заслушивались отчеты Советов перед избирателями, а также его отдельных членов на предприятиях, участках, районах. Наряду с этим практиковался отзыв из органов власти пассивных и дискредитировавших себя членов Советов. Были приняты эффективные меры для полной ликвидации неграмотности среди членов сельсоветов, а таких было 15%.
Профсоюзные организации участвовали в анализе отчетов Советов, разработке наказов и подборе кандидатов в депутаты. Их активность повысилась на 62,2% против 30% в прошлом.
В силу проведенных мероприятий (конференции батраков, собрания бедноты) доля сельскохозяйственных рабочих и батраков, участвовавших в обсуждении насущных вопросов Советской власти, возросла с 66% в прошлую выборную кампанию до 75,5%.
На выборах 1929 года участвовало 71,6% избирателей. В составе советов батраки и бедняки составили 42%. Председателями сельсоветов были избраны 33 женщины (в 1927 году – только 3). В активе насчитывалось 12 тысяч делегаток.
Во второй половине 1929 года в республике началась массовая проверка и чистка государственного аппарата.
Происходило обновление органов Советской власти. На руководящую совработу выдвигались лучшие люди из среды рабочих, батраков и трудящихся крестьян коренной национальности. В 1930 году в аппарате центральных учреждений чуваши составляли 60,4%, а в районных учреждениях – 84%.
В 1930 году в выборах сельсоветов участвовало 63,9% избирателей (среди женщин – более 50%). По мере развертывания коллективизации менялся и социальный состав членов сельских Советов: в 1930 году 20% из них являлись колхозниками.
Другой важный этап в развитии национально-государственного строительства республики – это вхождение Чувашской АССР в 1929–1936 годах в состав Нижегородского (Горьковского) края.
В соответствии с волеизъявлением населения ЧАССР и учитывая необходимость проведения на территории Чувашии и однородной с нею по естественно историческим и хозяйственным условиям территории Нижегородской области согласованных мероприятий по социалистическому строительству, а также в целях ускоренного развития производительных сил края, 22 апреля 1929 года Президиум ВЦИК утвердил постановление III (VIII) съезда Советов Чувашии от 29 марта 1929 года о вхождении ее в состав Нижегородского края. В него, кроме Чувашской АССР и Нижегородской области, вошли также Вятская область, Марийская и Удмуртская автономные области. По национальному составу 77% населения края составляли русские, 9,66% – чуваши, 8,7% – удмурты, 4,2% – марийцы, 2,1% – татары, мордва – 1,4%.
Вхождение Чувашской АССР в состав Нижегородского края было проведено на условиях сохранения основных положений Конституции ЧАССР, определявших ее автономные права как государственного образования и как составной Федеральной части РСФСР. За Чувашией сохранились в полной мере все права, предоставленные ей Конституцией и законодательными актами СССР и РСФСР.
III (VIII) съезд Советов ЧАССР утвердил первый пятилетний план развития народного хозяйства республики на 1928–29 – 1932–33 годы, избрал Центральный исполнительный Комитет и его Президиум в составе 13 членов и 4 кандидатов. Председателем ЦИК избран А.Н. Никитин, секретарем – А.Г. Григорьева; председателем СНК ЧАССР – А.М. Михайлов, его заместителями – Г.И. Иванов и Я.К. Янеев. Представителем ЧАССР при Президиуме ВЦИКа назначен Н.Л. Юшунев и его заместителями - Т.Д. Алексеев и И.Н. Яштайкин.
В августе 1929 года состоялся I Нижегородской краевой съезд Советов, на котором было завершено организованное оформление края. В его работе с решающим голосом приняли участие делегаты от ЧАССР в составе С.П. Петрова, П.Я. Самарина, Н.Л. Юшунева, А.Н. Никитина, А.М. Михайлова, В.И. Захарова, Я.К. Янеева, Ф.В. Фомина. На съезде избран исполком краевого Совета.
Включение Чувашии в состав Нижегородского края позволило значительно увеличить капитальные вложения республики, о чем наглядно свидетельствуют данные о росте капвложений национальных автономий на выполнение первого пятилетнего плана (цифры даны в процентах к уровню общекраевых капвложений):
Наименование автономий
|
По наметке самих
автономий
до образования края
|
Фактический рост
после образования края
|
Чувашская АССР
|
4,5
|
5,8
|
Марийская автономная область
|
2,5
|
8,5
|
Удмуртская автономная область
|
5,2
|
7,4
|
Крайисполкомом принимались меры по преодолению их хозяйственной и культурной отсталости и по их ускоренному экономическому развитию. Председатель ЦИК ЧАССР А.Н. Никитин, выступая 18 февраля 1931 года на II Нижегородском краевом съезде Советов, отметил, что темпы роста промышленности и сельского хозяйства Чувашии действительно опережают среднекраевые показатели. В совместной работе и взаимопомощи укрепляется дружба народов.
IV (IX) съезд Советов ЧАССР, состоявшийся 4–12 февраля 1931 года, объявил себя ударным по ликвидации прорывов в хозяйственных заготовках, проведению весенне-посевной кампании и организации колхозного прилива. Делегаты съезда для решения поставленных задач объединились в 46 ударных бригад.
На форуме подвергались критике символы республики – изображения герба и флага Чувашской АССР, утвержденные II (VII) съездом ЧАССР 30–31 марта 1927 года, как недостаточно четко выражающие социалистическую сущность национально-государственной политики государства. Критика была поддержана В.И. Токсиным, предложившим новое описание герба и флага Чувашской республики, которое было утверждено депутатами 12 февраля 1931 года.
В соответствии с общесоюзным планом, а также с планом Российской Федерации был составлен второй пятилетний план развития народного хозяйства Чувашской АССР на 1933–1937 годы, которым ставилась задача завершения технической реконструкции всех отраслей хозяйственно-культурного строительства республики.
Индустриальное обновление Чувашской автономии в ходе первых пятилеток, победа колхозного строя изменили социальную природу общества. Формировался и окреп рабочий класс. Исчезли из обихода такие социальные термины, как батрак, бедняк. Большинство индивидуальных крестьянских хозяйств объединились в сельскохозяйственные артели. Лицо деревни определяло колхозное крестьянство. Выросли кадры национальной чувашской интеллигенции. Активной силой соцобщества стали женщины.
Отчетная кампания Советов 1934 года в основном прошла при высокой активности избирателей. Об этом свидетельствуют данные об участии избирателей на отчетных собраниях:
Участвовало избирателей на отчетных собраниях
|
Годы
|
1927
|
1929
|
1930
|
1934 (по данным 16 районов)
|
Всего
|
32,4%
|
43,9%
|
51,7%
|
79,7%
|
Женщин
|
11,0%
|
13,7%
|
27,7%
|
68,6%
|
На выборах 1934 года участвовало 92,6% избирателей республики. Наибольшую активность проявили члены профсоюзов (96%), женщины-избирательницы (90%). В городские и сельские Советы, членами исполкомов райсоветов и ЦИК ЧАССР были избраны 360 рабочих с производства. В числе 18313 членов сельсоветов более 88 процентов составляли колхозники, 29 – женщины, а представители интеллигенции – 5,6 процента. Резко возрос актив Советов. Если в 1934 году в 4106 секциях насчитывалось 38878 человек, депутатских групп – 1294 с количеством членов 7267 человек, то в 1935 году в Советах функционировало 5235 секций (44433 члена) и 1149 депутатских групп (8712 членов). Секции и депутатские группы внесли живую струю в деятельность сельсоветов.
Несмотря на длительную и тщательную подготовку проведенного в 1927–1928 годах районирования, в последующие годы Президиуму ЦИК ЧАССР пришлось уделить много внимания дальнейшему уточнению состава сельсоветов. Был осуществлен ряд перечислений селений из одного сельсовета в другой внутри районов. К концу 1934 года был разработан проект образования дополнительно 6 новых районов и составлен окончательно проверенный и уточненный список сельсоветов. 10 декабря 1934 года Президиум ЦИК Чувашской АССР постановил образовать 6 новых районов, но уже 9 января 1935 года изменил свое первоначальное постановление и решил образовать 7 новых районов. Президиум ВЦИК 25 января 1935 года утвердил новую сеть районов в ЧАССР. С этого времени началось практическое осуществление нового районирования. 31 января 1935 года Президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил списки селений и сельсоветов 7 новых районов, из состава которых выделялись селения в новые районы. Были образованы районы: Ишлейский, Кувакинский, Тархановский, Траковский, Шихазанский, Шумерлинский, Янтиковский. К утвержденному списку были внесены частичные изменения постановлениями Президиума ЦИК ЧАССР от 8 марта и 15 мая 1935 года. 19 мая Президиум ЦИК ЧАССР переименовал Малояльчиковский район в Яльчиковский, Большебатыревский – в Батыревский. 1 июня 1935 года Президиум ЦИК ЧАССР представил в Административную Комиссию при ВЦИК список новой сети районов и сельсоветов. Однако Президиум ВЦИК отложил рассмотрение этого списка на год с тем, чтобы дать возможность выявить за это время и устранить допущенные упущения в районировании. 1 августа 1936 года Президиум ВЦИК утвердил список районов и сельсоветов ЧАССР. Были утверждены 25 районов, 625 сельсоветов и 1991 селение.
Коренные изменения, происшедшие в классовой структуре советского общества, получали законодательное закрепление в новой Советской Конституции.
Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 года принял Конституцию (Основной Закон) СССР. Ее проект был обсужден всенародно в течение пяти с половиной месяцев.
21 января 1937 года Чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию (Основной Закон) РСФСР.
Согласно статье 92 Конституции СССР и статье 20 Конституции РСФСР, каждая автономная республика имела право принимать Конституцию автономной республики, учитывающую особенности автономии и построенную в полном соответствии с Конституциями СССР и РСФСР. На этих принципах был разработан Основной Закон ЧАССР 1937 года.
25 июля 1936 года Президиум ЦИК ЧАССР образовал Конституционную комиссию в составе 30 членов, которой было поручено разработать проект Конституции Чувашской АССР. Ее председателем был утвержден В.И. Токсин, занимавший пост председателя Совета Народных Комиссаров республики. В комиссию вошли руководящие партийные и советские работники, лучшие представители рабочих, крестьян и народной интеллигенции.
Одобрив проект Конституции, подготовленный данной комиссией, Президиум ЦИК Чувашской АССР постановил внести его на утверждение Чрезвычайного VI (XI) съезда Советов республики. 3 ноября 1936 года съезд начал свою деятельность, однако 5 ноября в его работе был объявлен перерыв, который затянулся более чем на полгода. Причина перерыва не была объяснена, но в связи с этим было отложено и рассмотрение вопроса о проекте Конституции ЧАССР.
Во время этого перерыва в стране были приняты Конституции СССР и РСФСР. В соответствии с ними была осуществлена доработка подготовленного проекта Конституции ЧАССР. Поэтому неоднократно переносился срок возобновления работы Чрезвычайного XI съезда Советов республики: первоначально был назначен срок на 25 февраля 1937 года, затем он перенесен на 25 марта и на 20 июня и, наконец, на 12 июля. Фактически его деятельность возобновилась 15 июля.
16 мая 1937 года принято новое постановление Президиума ЦИК республики "О Конституции Чувашской АССР". Заслушав доклад председателя Конституционной комиссии В.И. Токсина, Президиум ЦИК одобрил проект Конституции ЧАССР, решил вынести его на обсуждение трудящихся. Проект Конституции Чувашской АССР был опубликован в республиканских газетах 18 мая 1937 года и издан отдельной брошюрой.
В его обсуждении приняло участие свыше 250 тысяч человек. В республике было проведено более двух тысяч собраний. На них было внесено много предложений, в том числе и наказов на будущее.
ЦИК ЧАССР 16 мая 1937 года принял постановление о созыве съезда Советов для рассмотрения проекта Конституции республики. В соответствии с ним вторая сессия чрезвычайного XI съезда Советов ЧАССР открылась 15 июля 1937 года в Чебоксарах. На ней присутствовало 404 делегата. На сессии с докладом "О проекте Конституции Чувашской АССР" выступил Председатель ЦИК республики А.Н. Никитин. Он, остановившись на итогах обсуждения проекта Основного Закона, проанализировал текст представленного документа. Отразив выраженную народом волю, вторая сессия Чрезвычайного XI съезда Советов Чувашской республики 18 июля 1937 года приняла Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР.
Текст принятой съездом Конституции 4 ноября 1937 года был послан в Президиум ВЦИК. Третья сессия Верховного Совета РСФСР первого созыва 2 июня 1940 года утвердила Конституцию (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики.
Первое издание Конституции Чувашской АССР было осуществлено в 1937 году.
Конституция Чувашской АССР законодательно закрепила коренные изменения, происшедшие в Чувашии за годы Советской власти. Она устанавливала, что Чувашская АССР является социалистическим государством рабочих и крестьян. Ее политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся. Подчеркивалось, что экономической основой республики является социалистическая система хозяйства и соцсобственность на орудия и средства производства.
Отменив положения об активном и пассивном избирательном праве, многоступенчатость в избрании Советов, Конституция ЧАССР расширила круг основных прав и свобод советских людей. Она ввела кардинальные изменения в государственное устройство и в систему госорганов. Важным показателем демократизации политической жизни стала новая избирательная система. В соответствии с Конституциями СССР и РСФСР вводилось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для всех граждан с 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Все граждане имели право участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти.
Основной закон закрепил за всеми гражданами право на труд и отдых, на образование и материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Он возложил на всех граждан и серьезные обязанности по соблюдению законов Советского государства, дисциплины труда, по уважению правил социалистического общежития, сбережению и умножению общественной собственности, по защите социалистического Отечества.
Конституция ЧАССР определила герб, флаг и столицу республики – город Чебоксары.
Ею была повышена роль сессий всех Советов, получивших права, принадлежавшие ранее съездам Советов, причем они теперь созывались чаще, чем съезды. Благодаря этому в значительной степени повысилась оперативность в рассмотрении и решении назревших вопросов, что способствовало поднятию авторитета Советов перед избирателями, укреплению связи между ними. Вместе с тем усилились требования к выполнению наказов избирателей, повысилась ответственность депутатов перед ними. Советы поднялись на более высокую ступень деятельности.
В связи с укреплением экономики республики, подъемом культурного уровня, подготовкой национальных кадров, приобретением опыта партийно-советской и хозяйственной работы отпала дальнейшая надобность вхождения Чувашской АССР в состав Горьковского края.
В декабре 1936 года на основе новой Конституции СССР Горьковский край был преобразован в область. Было восстановлено прямое подчинение ЧАССР высшим органам власти и государственного управления РСФСР. Высшим государственным и законодательным органом республики был определен Верховный Совет ЧАССР, избираемый на четыре года, который периодически собирался на сессию, а между сессиями заседал Президиум Верховного Совета.
Годы сталинских репрессий стали трагической страницей в судьбе советского народа.
В 1937–1938 годах и в Чувашии были допущены серьезные нарушения советской законности, необоснованные репрессии. Руководящий актив республики подвергся ежовско-бериевскому погрому как "антисоветский, право-троцкистский, буржуазно-националистический центр", который якобы помышлял об отторжении Чувашии от Советского Союза. Были арестованы почти все руководящие работники республики и районов во главе с секретарем обкома партии С.П. Петровым, председателем Совнаркома В.И. Токсиным, председателем Президиума ЦИК ЧАССР А.Н. Никитиным. Жертвами репрессий стали специалисты народного хозяйства, писатели, журналисты, музыканты, представители творческой интеллигенции, активисты сел и городов, рядовые учителя, колхозники и рабочие, почти весь цвет нации. Только во второй половине 1937 года через особое совещание при НКВД (так называемую "тройку") прошло 2856 арестованных, из которых 613 человек были приговорены к расстрелу по вымышленному, необоснованному обвинению во вражеской деятельности, остальные осуждены к различным срокам заключения. Вторая волна арестов в 1938 году оторвала от активной государственной, хозяйственной и общественной жизни еще сотни известных кадров республики, занявших недавно места ранее репрессированных людей.
В этих условиях заметно сузились прежние функции чувашского языка – главного элемента нации. Отныне он постепенно выживался из сферы государственных учреждений. В Конституции 1937 года чувашский язык больше не упоминался как официальный, наряду с русским, государственным языком автономной республики. Употребление родного языка, освещение прошлой истории чувашского народа, интерес к его обычаям воспринимались уже чуть ли не "чувашским буржуазным национализмом".
По новым законам состоялись выборы в Верховные Советы СССР, РСФСР и Чувашской АССР.
12 декабря 1937 года на выборах в Верховный Совет СССР по Чувашской АССР были избраны 16 депутатов, среди них прославленный летчик В.П. Чкалов, крупный военоначальник П.И. Пумпур, мастер Алатырского паровозоремонтного завода Т.А. Моисеева, сменный мастер Козловского деревообрабатывающего комбината Е.П. Цыганова, Председатель СНК Чувашской АССР Л.С. Спасов, знатные хлеборобы, председатель Кольцовского колхоза Вурнарского района С.К. Коротков и председатель Ачаковского колхоза им."Крестьянской газеты" Ядринского района А.М. Краснов.
В дальнейшем укреплении советской демократии большая роль отводилась выборам в Верховные Советы РСФСР и Чувашской АССР, состоявшимся 26 июня 1938 года. В голосовании по выборам в Верховный Совет РСФСР участвовало 99% избирателей. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных отдали голоса 98% избирателей. В Верховный Совет РСФСР Чувашия избрала 7 депутатов, в т.ч. Е.А. Антонову, работницу-стахановку Канашского вагоноремонтного завода.
В голосовании по выборам в Верховный Совет Чувашской АССР участвовало 99% избирателей. В числе депутатов – 29 рабочих, 41 колхозник, 26 служащих и представителей интеллигенции. Депутатами были избраны 26 женщин, представители 6 национальностей. В числе депутатов Верховного Совета Чувашской АССР первого созыва были передовики промышленных предприятий, организаторы и передовики колхозного производства.
Председателем Президиума Верховного Совета Чувашской АССР была избрана З.А. Андреева, ранее работавшая сельской учительницей, затем в парторганах в качестве женорганизатора. На посту Председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР З.А. Андреева проработала более 17 лет.
В выборах в местные Советы депутатов трудящихся, состоявшихся 24 декабря 1939 года, участвовало 99,28% всех избирателей. В сельские и поселковые, районные и городские Советы было избрано 10714 депутатов.
В республике развертывалось соцсоревнование местных Советов и колхозов за успешное проведение призывов молодежи в РККА. В 1939 г. в него включилось 483 сельских Совета, 920 колхозов. В том году в 720 оборонно-массовых кружках занимались тысячи юношей и девушек. С каждым годом росло число членов Осоавиахима. К началу 1941 г. в Чувашской АССР насчитывалось 2515 его первичных организаций. Одной из лучших организаций Осоавиахима являлась Тюрлеминская ячейка Козловского района. В 810 первичных коллективах физкультуры физкультурников стало в два раза больше, чем в 1937 году.
Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в июне 1941 года прервало мирный созидательный труд советского народа. Почти 4 года длилась беспримерная битва сил прогресса, демократии с коричневым фашизмом. Смертельная опасность, нависшая над советской страной, потребовала перестройки всей работы Советов с учетом потребностей войны. Вся полнота государственной власти в стране была сосредоточена в руках Государственного Комитета Обороны. Но это вовсе не умаляло, напротив, предполагало активную, инициативную работу всех Советов, их исполкомов и депутатов. Вся страна, в том числе и Чувашская АССР, превратилась в единый боевой лагерь. Естественно, в эти годы выборы в Советы не проводились. Широко практиковалась кооптация. Не всегда имелась возможность для коллективного решения назревших вопросов. Как подлинные выразители воли народа, Советы депутатов трудящихся всю свою деятельность подчинили интересам нашей победы над врагом.
Война изменила национальный состав населения Чувашии. Здесь осела часть эвакуированных людей, тем самым в крае несколько повысился удельный вес русских, украинцев, белорусов и представителей других национальностей.
Хотя Чувашия находилась вдали от районов боевых действий, но и ей война нанесла невосполнимый урон. Резко сократилась численность работоспособных мужчин – почти две трети призванных в армию не вернулось домой. Не поддавалось исчислению моральное и психологическое бедствие: десятки тысяч женщин остались вдовами, еще больше детей – сиротами, а для многих девушек брачного возраста не было парней для создания семьи.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов увенчалась победой героического народа страны. Победили советские вооруженные силы.
В 1944 году были образованы новые районы: Моргаушский и Чурачикский. Частичные изменения в границах районов и сельсоветов были произведены указом Президиума Верховного совета ЧАССР от 29 июня 1944 года. Его же указами от 18 января 1944 года райцентр Чкаловского района был перенесен из с. Чкаловского в с. Батырево, от 20 ноября 1957 года Чкаловский район был переименован в Батыревский.
После войны были восстановлены конституционные нормы организации и деятельности всех Советов. Рассмотрев вопрос "О соблюдении статей 53, 54 и 63 Конституции Чувашской АССР", Президиум Верховного Совета Чувашской АССР 24 сентября 1946 года постановил: "Указать на необходимость созыва заседаний исполкомов сельских Советов в установленные сроки, на недопущение принятия ими решений в нарушение советских законов, на устранение частой сменяемости председателей сельских Советов и заведующих отделами райисполкомов".
Более разнообразными и значительными стали обсуждаемые на сессиях Советов вопросы. В их работу активнее и шире вовлекались все депутаты, улучшилась их связь с избирателями.
В обстановке большого политического подъема трудящихся прошли первые послевоенные выборы. В выборах в Верховный Совет СССР, состоявшихся 10 февраля 1946 года, депутатами из Чувашии были избраны 16 человек – государственные деятели, рабочие, колхозники, представители интеллигенции. Среди них председатель Президиума Верховного Совета ЧАССР З.А. Андреева, председатель колхоза им. Ворошилова Яльчикского района В.В. Зайцев, рабочая Шумерлинского торфопредприятия Е.М. Ортикова и др.
1 апреля 1946 года было принято постановление Президиума Верховного Совета ЧАССР об уточнении названий сельских Советов и районов республики, которым вводилось единообразие в их наименования в соответствии с правилами русского правописания.
Принимались экстренные меры к искоренению канцелярско-бюрократических методов руководства, расширению прав местных Советов в руководстве хозяйственным и культурным строительством. Они помогли активизировать деятельность Верховного Совета Чувашской АССР, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Преодолеть недостатки в работе Советов помогло постановление Совета Министров РСФСР "О работе Совета Министров Чувашской АССР" (ноябрь 1953 года).
Оживлению деятельности сельских Советов способствовало их укрепление, проведенное в июне 1954 года. В республике было создано 368 сельских советов вместо 612. До этого из-за малочисленности депутатов во многих сельских Советах не создавались исполнительные комитеты, а также постоянные комиссии, коллегиальность в решении многих вопросов подменялась распоряжениями одно лица – председателя. В 1958 году в составе местных Советов уже работало 1627 постоянных комиссий, объединявших 6999 депутатов и более 16 тысяч активистов.
Руководствуясь принципами дальнейшего расширения советской социалистической демократии, Верховный Совет Чувашской АССР четвертого созыва 9 января 1959 года внес некоторые изменения в статью 22 Конституции Чувашской АССР о норме представительства в Верховный Совет республики: если раньше от 12 тысяч человек избирался один депутат, то теперь – от каждых 8 тысяч. Таким образом, вместо 96 стало 140 округов, а в 1967 году в связи с ростом населения республики, особенно в городах, количество округов по выборам в Верховный Совет Чувашской АССР дошло до 149.
Необходимость увеличения числа депутатов Верховного Совета Чувашской АССР вызвана была самой жизнью. За два с лишним десятка лет, прошедших после принятия Конституции ЧАССР, произошли большие изменения в политической, хозяйственной и культурной жизни республики. Быстрыми темпами развивалась промышленность, ее валовая продукция увеличилась по сравнению с 1937 годом 8 раз, вступили в строй десятки крупных предприятий, появились новые отрасли промышленности, более разносторонним и сложным стало народное хозяйство республики, удельный вес городского населения составил 21,6 процента, почти в два раза увеличилось число рабочих и служащих.
В соответствии с принятыми законами в 1959–1963 годах также увеличилось число депутатов местных Советов. Если раньше в сельские и поселковые Советы избиралось 9–25 депутатов (исходя из количества населения), то теперь избиралось 25–75 депутатов; в районные Советы вместо 25–60 депутатов сейчас избиралось 75 и более депутатов. В связи с этим в 1959 году в местные Советы ЧАССР избран 11491 депутат вместо 10143 депутатов в предыдущем созыве, а в 1969 – 12472 депутата.
После принятия постановления ЦК КПСС от 22 января 1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами" значительно активизировалась работа местных Советов, содержательнее и разносторонне стала их деятельность. Этому способствовало принятое в конце 1957 года новое положение о сельских Советах. В нем четко определялись права и обязанности, порядок организации работы сельского Совета и его исполкома.
Реализуя эти решения, местные Советы усилили организационно-массовую работу среди населения. Регулярно стали проводиться сессии Советов, отчеты исполкомов перед Советами, а также отчеты депутатов перед избирателями, оживилась деятельность постоянных комиссий. В работе Советов серьезное внимание обращалось на борьбу против волокиты и бюрократизма, на всемерное развитие и поддержку творческой инициативы масс.
Подавляющее большинство Советов проводило свои сессии с конституционные сроки – не реже одного раза в два месяца. На сессиях стали регулярно обсуждаться вопросы работы промышленности, руководства колхозным производством, выполнения бюджета и государственных планов, выполнения наказов избирателей, соблюдения советской законности, систематически рассматривались вопросы благоустройства городов и сел, жилищного строительства, торговли, общественного питания, здравоохранения, народного образования и культурно-просветительской работы. Повысилась активность депутатов в обсуждении поставленных вопросов.
Местным Советам в их работе большую помощь оказывали общественные самодеятельные организации трудящихся: уличные комитеты, народные дружины, товарищеские суды, родительские комитеты при школах и детских садах, советы пенсионеров, комиссии общественного контроля за деятельностью торговых предприятий и другие. В 1962 году в республике насчитывалось 13,6 тысяч самодеятельных организаций трудящихся, которые охватывали свыше 122 тысяч активистов.
В период с ноября 1959 года по июль 1960 года прошла новая волна укрупнения сельских Советов, задевшая почти половину сельсоветов. Это было вызвано процессом укрупнения колхозов. Всего в течение 1955–1967 годов было образовано 28 новых сельсоветов, упразднено 17, укрупнено 117. К началу 1965 года количество сельсоветов Чувашской АССР достигло 299. Но к 1 января 1968 года число сельсоветов возросло до 317. С того времени сеть и состав сельсоветов остались в целом стабильными.
Уменьшение численности сельсоветов подготовило условия для образования крупных районов без ущерба в организации упразднения. С 1956 года началась новая полоса в районировании Чувашской АССР – укрупнение районов. 27 октября 1956 года Президиум Верховного Совета ЧАССР принял постановление об упразднении 4 районов из 30: Кувакинского, Калининского, Советского и Шихазанского.
Постановлением Президиума Верховного Совета ЧАССР от 14 июля 1959 года было упразднено еще 5 районов из 26: Ишлейский, Моргаушский, Октябрьский, Первомайский и Чурачикский.
В это же время был совершен последний акт, касающийся внешней границы Чувашии. Постановлением Президиума Верховного Совета ЧАССР от 26 июня 1958 года был оформлен прием в ЧАССР из Спасского района Горьковской области 4 селений: Ильиной Горы, Екатериновки, Выселков № 1 и № 2.
В связи с предпринятой в стране перестройкой органов партийного и государственного руководства народным хозяйством 20 декабря 1962 года Президиум Верховного Совета ЧАССР принял постановление о перестройке сети районов по принципу разделения управления сельскими и городскими населенными пунктами. Вместо существующих единых районов были образованы районы двух видов: сельские и промышленные. В итоге 21 район был разделен на 9 сельских и 2 промышленных. Были образованы сельские районы: Алатырский, Батыревский, Вурнарский, Канашский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский.
Населенные пункты, имеющие промышленный характер, были выделены в отдельные промышленные районы: Ибресинский и Мариинско-Посадский. В состав Ибресинского промышленного района вошли рабочие поселки Ибреси, Буинск, Киря, Вурнары и 7 других поселков. В Мариинско-Посадский промышленный район были включены города районного подчинения Мариинский Посад, Цивильск, рабочие поселки Козловка и Урмары. Город Шумерля был отнесен к категории городов республиканского подчинения и в административное подчинение его городского Совета были переданы город районного подчинения Ядрин и два поссовета с 4 поселками. Два поссовета Алатырского района были переданы в подчинение Алатырского горсовета.
Разделение районов на сельские и промышленные по перечисленной схеме оказалось мало практичным. Прежде всего оно создавало неудобства для населения малых поселков, оказавшихся в отдалении от своих райцентров на несколько десятков километров и не имевших прямых путей сообщения с ними. И для сельского населения такое деление было не очень удобным ввиду громоздкости сельских районов. Города Цивильск, Ядрин, рабочие поселки Урмары, Вурнары, будучи центрами сельских районов, в то же время были изъяты из ведения размещенных в их черте районных Советов и переподчинены промышленным районным Советам, находящимся в отдаленных городах.
Обнаружившиеся недостатки нового районного деления предопределили его неустойчивость. Уже в следующем году возобновилась работа по исправлению районной сети. 15 июня 1963 года города Цивильск и Ядрин, рабочие поселки Вурнары и Урмары были выведены из-под ведения промышленных райсоветов и возвращены в подчинение размещенных в них сельских райсоветов.
Президиум Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1964 года принял указ о восстановлении в краях и областях единых советских органов. В соответствии с этим указом Президиум Верховного Совета ЧАССР 11 января 1965 года принял постановление об упразднении разделения республики на сельские и промышленные районы и образовании единых районов.
В результате этой реорганизации были упразднены два бывших промышленных района, существовавшие 10 сельских районов преобразованы в обычные и вновь выделены из их состава 7 районов. Новая сеть состояла из 17 районов: Алатырского, Батыревского, Вурнарского, Канашского, Моргаушского, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шумерлинского, Ядринского, Аликовского, Комсомольского, Порецкого, Яльчикского, Ибресинского, Козловского и Мариинско-Посадского.
До окончания работы по новому районированию был образован еще один район – Шемуршинский путем выделения его из реорганизируемого Батыревского. Затем были образованы районы: Красноармейский, Янтиковский и Красночетайский. Президиум Верховного Совета РСФСР указом от 30 декабря 1966 года образовал Шумерлинский район.
В итоге всех изменений в составе ЧАССР число районов достигло 21.
В годы семилетки, как и прежде, активно проходили выборы в Верховные Советы СССР, РСФСР, Чувашской АССР и местные Советы депутатов трудящихся. Так, в марте 1963 года на выборах в Верховные Советы РСФСР, Чувашской АССР и местные Советы избиратели единодушно отдали свои голоса за достойных кандидатов. Более 66 процентов депутатов были рабочие и колхозники, 38,5 процента депутатов – награждены орденами и медалями Советского Союза. В составе депутатов имелись представители всех национальностей, проживавших в Чувашии.
Советы широко опирались на общественную активность масс. В работе постоянных комиссий участвовало 24 тысячи человек. Во внештатных отделах исполкомов районных и городских Советов работало на общественных началах около тысячи человек. Большое распространение получила в республике сеть различных общественных самодеятельных организаций трудящихся – уличные, домовые и сельские комитеты, добровольные народные дружины, товарищеские суды, группы общественных контролеров и др.
В период после 1965 года получило дальнейшее развитие советское законодательство, значительно расширилась правовая основа всей государственной и общественной жизни. Решение большого количества вопросов государственной жизни было передано в введение автономных республик, краев, областей, местных Советов. В соответствии с директивами центральных органов в Чувашской АССР были приняты законы о районных, городских, сельских и поселковых Советах, в которых обобщены многолетний опыт, проверенные жизнью формы и методы деятельности самых массовых органов Советской власти.
Конституция СССР 1977 года, а также принятые на ее основе в 1978 году Конституции союзных и автономных республик отразили те глубокие изменения, которые произошли в политическом и культурном развитии советского общества за 40 лет, прошедших со времени принятия предыдущих Конституций.
В Чувашии в обсуждении проекта Конституции СССР приняло участие 819,8 тыс. человек, при этом было внесено 27289 предложений. В обсуждении проекта Конституции РСФСР участвовало 550,6 тыс. человек, внесено 17549 предложений, а в обсуждении проекта Конституции Чувашии – 606,5 тыс. человек, было внесено 21049 предложений. 31 мая 1978 года внеочередная восьмая сессия Верховного Совета Чувашии приняла новую Конституцию Чувашской АССР.
Проект новой Конституции Чувашской АССР был составлен на основе союзной и федеративной Конституций с учетом местных социально-экономических условий. Со времени принятия чрезвычайным XI съездом Советов республики 18 июля 1937 года Конституции Чувашской АССР произошли коренные изменения в решающей области общественной жизни – в сфере материального производства.
Основной Закон предусматривал дальнейшее развитие демократических основ формирования и деятельности Советов, народных депутатов. Их права были расширены. Конституция устанавливала новые сроки полномочий для них: пять лет для Верховного Совета Чувашской АССР и два с половиной года для местных Советов. До 200 депутатов был увеличен состав Верховного органа власти республики. Расширилась компетенция Президиума Верховного Совета ЧАССР, был определен статус его постоянных комиссий, призванных предварительно рассматривать и готовить вопросы, относящиеся к ведению Верховного Совета республики. Новая Конституция предоставила право избирать и быть избранным в Советы народных депутатов гражданам, достигшим 18 лет, а не 21 года, как было раньше. Теперь четко были определены статус депутата, его полномочия и гарантии. Включение в Конституцию статьи о наказах избирателей также активизировало участие народных масс в управлении государством.
Среди 13580 депутатов Верховного и местных Советов ЧАССР, избранных в 1980 году, рабочие и колхозники составили 9138, или 67,3 процента, почти половину общего числа – женщины и 31,8 процента – молодежь до 30 лет. Свыше 3 тысяч депутатов были награждены орденами и медалями, 23 депутата являлись Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда.
В полном соответствии с новой Конституцией, в развитие отдельных ее норм, были приняты такие важные законодательные акты, как Регламент Верховного Совета Чувашской АССР, Закон о выборах в местные Советы народных депутатов, внесены существенные изменения и дополнения в законодательные акты о порядке отзыва депутатов, в положение о постоянных комиссиях.
В 1979 году на сессиях местных Советов были рассмотрены 5017 актуальных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. На них выступило 8499 депутатов, ими внесено 407 запросов. 12886 депутатов в течение года выступали с отчетами перед избирателями в установленные законом сроки.
Шестая сессия Верховного Совета Чувашской АССР в декабре 1982 года приняла Продовольственную программу Чувашской АССР на период до 1990 года.
Особое внимание уделялось улучшению культурно-просветительской работы среди трудящихся. Так, в феврале 1983 года Президиум Верховного Совета обобщил опыт работы Турмышского сельсовета Янтиковского района по организации социально-культурного комплекса для населения.
На заседаниях Президиума Верховного Совета ЧАССР заслушивались доклады Совета Министров, министерств, госкомитетов, исполкомов местных Советов о постановке и состоянии воспитательной работы на местах, принятии мер по предложениям и критическим замечаниям депутатов и избирателей, практике проведения сессий Советов, работе постоянных комиссии и т.д.
Советами принимались экстренные меры по улучшению деятельности органов народного контроля. В советских органах была установлена система контроля за исполнением, повышена ответственность кадров за выполнение законов.
Президиум Верховного Совета ЧАССР не ограничивал свою деятельность только в рамках контрольных функций. По отдельным вопросам он выступал с совместными акциями с Советом Министров республики. Так, Президиум Верховного Совета и Совмин ЧАССР одобрили инициативу жителей деревень Тенеево и Октябрь Индырчского сельсовета Янтиковского района по благоустройству и санитарному содержанию населенных пунктов.
Значительную работу по контролю выполняли постоянные комиссии Верховного Совета. Они стали чаще проводить выездные и совместные заседания, усилили связь с органами народного контроля, профсоюзными и комсомольскими органами. На одной из сессий Верховного Совета Чувашии обсуждался отчет Постоянной комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства, что потом положительно сказалось на работе всех других постоянных комиссий.
Немало полезного было сделано депутатскими постами на объектах Нечерноземья, на строительстве жилых домов, школ, больниц, дорог и мостов. Тысячи депутатов Чувашии включились во Всесоюзный поход под девизом "Все выращенное – сохранить!", развернувшийся по инициативе саратовцев.
Процесс перестройки и демократизации общества коренным образом изменил работу Верховного Совета Чувашии, которая была направлена на дальнейшее улучшение работы всех органов государственной власти и управления республики, что было утверждено и закреплено постановлениями четвертой и пятой сессий Верховного Совета ЧАССР одиннадцатого созыва, состоявшихся 24 апреля и 12 июля 1986 года.
В начале 90-х годов во внутренней и внешней политике, экономике Советского государства наметились коренные изменения. Отказ от административно-командных методов управления, переход к рыночным отношениям в экономике, процессы демократизации общества потребовали реформирования всех органов власти и управления.
Верховным Советом ЧССР 29 августа 1991 года был принят Закон "Об учреждении поста Президента Чувашской ССР", а 17 октября 1991 года – законы "О Президенте Чувашской ССР" и "О выборах Президента Чувашской ССР".
26 декабря 1993 года первым Президентом Чувашской Республики избран Н.В. Федоров, и эту высокую должность он замещает в течение последних 16 с лишним лет. В соответствии со статьей 68 Конституции Чувашской Репсублики Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике" от 21 октября 1993 года семнадцатой внеочередной сессией Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва 24 ноября 1993 года были приняты законы "О Государственном Совете Чувашской Республики" и "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Одновременно были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики.
Для формирования нового законодательного органа на 13 марта 1994 года были назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. 13 и 27 марта (повторное голосование) были избраны только 28 депутатов.
Результаты повторных выборов депутатов Госсовета 2 июня 1994 года позволили определить кворум для начала работы Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва – в составе 33 депутатов из 47.
Государственный Совет второго созыва работал в период с июля 1998 по июль 2002 года. Парламенту этого созыва удалось завершить многолетний конституционный процесс. На внеочередной двадцать третьей сессии Государственного Совета Чувашской Республики 30 ноября 2000 года была принята новая Конституция Чувашской Республики, которая вступила в силу 10 декабря 2000 года.
Государственный Совет третьего созыва начал свою деятельность 26 июля 2002 года, четвертого созыва – 19 октября 2006 года, пятого созыва – 15 декабря 2011 года, шестого созыва – 29 сентября 2016 года.
Прошедшие 25 лет деятельности Государственного Совета подтвердили результативность высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики. Тесная, взаимосогласованная работа с другими ветвями государственной власти республики, дальнейшее развитие и углубление сотрудничества, использование накопленного совместного опыта правотворческой деятельности позволяют вести активную законотворческую работу, направленную на решение актуальных задач социально-экономического развития Чувашской Республики.