Рекомендации
публичных слушаний по годовому отчету об исполнении
республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год
14 мая 2019 года г. Чебоксары
Публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год проведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Участники публичных слушаний, заслушав и обсудив доклад и выступления по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год, отмечают следующее.
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в 2018 году было направлено на повышение эффективности бюджетной политики, внедрение инвестиционных и инновационных проектов, использование современных технологий как в реальном секторе экономики, так и в социальной сфере.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики
в 2018 году характеризовался следующими показателями (в % к предыдущему году):
индекс промышленного производства – 101,2 (по России – 102,9);
объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств – 101,7 (по России – 99,4);
объем инвестиций в основной капитал – 90,7 (по России – 104,3);
объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", – 124,7 (по России – 105,3);
ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования – 98,7 (по России – 95,5);
индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) – 104,7 (по России – 104,3);
оборот розничной торговли – 105,6 (по России – 102,8);
объем платных услуг населению – 102,8 (по России – 102,5);
среднемесячная номинальная заработная плата – 109,9 (по России – 109,9);
реальная заработная плата – 107,4 (по России – 106,8).
В 2018 году продолжился рост внешнеторгового оборота Чувашской Республики, который по данным Приволжского таможенного управления составил 565,6 млн. долларов США (114,1% к уровню предыдущего года). Экспорт составил 207,52 млн. долларов США (увеличился на 19,6%), импорт – 358,04 млн. долларов США (увеличился на 11,2%).
В течение 2018 года в республиканский бюджет Чувашской Республики четыре раза вносились изменения.
В 2018 году республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен по доходам в объеме 49 705 553,6 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 13,0%, в том числе собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета Чувашской Республики исполнены в сумме 29 758 439,5 тыс. рублей (рост к уровню 2017 года на 11,4%).
Значительный удельный вес в налоговых доходах, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2018 году, занимают налог на доходы физических лиц (32,6%), налог на прибыль организаций (32,0%), акцизы (13,4%), налоги на имущество (13,2%).
Плановые назначения по налоговым доходам исполнены в целом на 102,0%, при этом плановые назначения не выполнены по акцизам на алкогольную продукцию на 14,3% в связи с изменением механизма зачисления акцизов на алкогольную продукцию в соответствии в федеральным законодательством.
Плановые назначения по неналоговым доходам в целом исполнены на 111,4%.
Объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2018 год составил 19 947 114,1 тыс. рублей, что выше уровня 2017 года на 15,6%. В числе безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступили: дотации в сумме 11 113 640,0 тыс. рублей, субсидии – 4 061 956,4 тыс. рублей, субвенции и иные межбюджетные трансферты – 1 909 496,1 тыс. рублей и 2 005 630,1 тыс. рублей соответственно.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2018 год исполнен по расходам в объеме 48 424 394,6 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом расходы исполнены с увеличением на 4 557 201,6 тыс. рублей, или на 10,4%.
Профицит республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 января 2019 года составил 1 281 159,0 тыс. рублей при плановом дефиците в объеме 1 240 311,8 тыс. рублей.
В 2018 году реализованы мероприятия в рамках 17 государственных программ Чувашской Республики. Фактическое финансирование государственных программ Чувашской Республики в 2018 году за счет всех источников финансирования составило 101,3 млрд. рублей (в 2017 году – 89,6 млрд. рублей), или 99,8% к запланированному на 2018 год уровню. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию государственных программ Чувашской Республики составили 35,3 млрд. рублей.
Реализация государственных программ в 2018 году оценивалась через достижение 998 целевых индикаторов, из которых полностью достигнуты 885, или 88,7%. Полностью выполнены целевые индикаторы и показатели по четырем государственным программам Чувашской Республики: "Содействие занятости населения", "Развитие физической культуры и спорта", "Информационное общество Чувашии" и "Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики" на 2018–2022 годы.
Наибольший удельный вес расходов республиканского бюджета Чувашской Республики занимают расходы на реализацию следующих государственных программ Чувашской Республики: "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" – 29,7% (30 125 979,3 тыс. рублей), "Развитие здравоохранения" – 19,0% (19 298 465,3 тыс. рублей), "Развитие образования" – 14,8% (15 011 755,9 тыс. рублей), "Развитие промышленности и инновационная экономика" – 8,4% (8 462 043,3 тыс. рублей),
"Социальная поддержка граждан" – 6,2% (6 282 669,5 тыс. рублей), "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" – 4,8% (4 823 714,8 тыс. рублей), "Развитие транспортной системы Чувашской Республики" – 4,1%
(4 106 530,1 тыс. рублей) и др.
Участники публичных слушаний отмечают, что в ходе анализа и оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики за 2018 год выявлены недостатки, связанные с отсутствием возможности маневрирования финансовыми ресурсами между структурными элементами государственных программ Чувашкой Республики, а также недостаточным освоением средств республиканского бюджета Чувашской Республики по основным мероприятиям, предусматривающим строительство объектов капитального строительства.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы по разделам "Образование" – 15 444 129,9 тыс. рублей (31,9%), "Социальная политика" – 12 534 682,8 тыс. рублей (25,9%), "Национальная экономика" – 9 191 671,4 тыс. рублей (19,0%), "Здравоохранение" – 4 110 871,1 тыс. рублей (8,5%).
В результате экономии по торгам, активного управления долговыми инструментами, а также замещения долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального бюджета расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" составили 31 694,0 тыс. рублей, или 63,4% к годовым плановым назначениям (50 000,0 тыс. рублей).
Общий объем государственных долговых обязательств Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2019 года составил 12 909 645,4 тыс. рублей (43,4% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации), что на 1 075 071,8 тыс. рублей ниже планового верхнего предела государственного долга Чувашской Республики (13 984 717,2 тыс. рублей).
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" составили 1 933 253,5 тыс. рублей, или 99,8% к годовым плановым назначениям (1 936 506,6 тыс. рублей).
По итогам обсуждения годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год участники публичных слушаний р е к о м е н д у ю т:
1. Государственному Совету Чувашской Республики утвердить отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
продолжить обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики;
продолжить проведение взвешенной долговой политики;
принимать действенные меры по обеспечению полного освоения средств, выделенных республиканскому бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики за целевое и эффективное использование указанных средств;
продолжить работу по повышению доходного потенциала и обеспечению роста собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики;
принимать необходимые меры по наращиванию объемов производства, росту производительности труда на предприятиях, реализации проектов по освоению выпуска конкурентоспособной продукции;
обеспечить:
повышение эффективности бюджетных инвестиций, в том числе исполнение в полном объеме бюджетных назначений в соответствии с целями инвестирования;
полноценную интеграцию в государственные программы Чувашской Республики мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей и результатов национальных проектов и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (далее – региональные проекты), и эффективную их реализацию;
реализацию региональных проектов на муниципальном уровне;
заключение руководителями региональных проектов с главами муниципальных образований Чувашской Республики соглашений, содержащих обязательство муниципального образования Чувашской Республики по достижению показателей и результатов реализации региональных проектов на территории соответствующего муниципального образования Чувашской Республики;
содействие органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Чувашской Республики в утверждении и выполнении рабочих планов по реализации региональных проектов;
принять меры по повышению качества администрирования всех доходных источников республиканского бюджета Чувашской Республики, оказанию методической, консультационной помощи органам местного самоуправления в администрировании налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
рассмотреть при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предложения, поступившие в ходе публичных слушаний.
3. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики:
обеспечить:
целевое и в полном объеме использование межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
достижение целевых показателей результативности использования межбюджетных субсидий, установленных соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти на предоставление Чувашской Республике целевых субсидий из федерального бюджета;
своевременное проведение конкурсных процедур и заключение контрактов для обеспечения государственных нужд;
осуществление внутреннего финансового контроля, направленного на достижение результата и рациональное использование бюджетных средств.
4. Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике принимать действенные меры по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Чувашской Республики, сокращению задолженности по их уплате, своевременному уточнению невыясненных поступлений.
5. Контрольно-счетной палате Чувашской Республики:
представлять ежеквартально, до 15 числа последнего месяца следующего квартала, в Государственный Совет Чувашской Республики информацию о ходе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в разрезе национальных проектов;
обеспечить единообразный методологический подход к контрольной
и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов на территории Чувашской Республики.
6. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
совместно с налоговыми органами обеспечить реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
принять меры по организации качественного и эффективного исполнения местных бюджетов, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, снижению размера муниципального долга;
обеспечить работу по повышению эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличению поступлений в местные бюджеты от управления и распоряжения муниципальным имуществом;
организовать эффективную работу по инвентаризации и постановке на учет объектов налогообложения, находящихся на территории муниципальных образований;
разработать комплекс мер по пресечению незаконной предпринимательской деятельности и легализации "теневого" бизнеса;
обеспечить:
эффективное и своевременное освоение субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики;
своевременное проведение конкурсных процедур и заключение контрактов для обеспечения государственных нужд;
своевременное и качественное составление и утверждение местных бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и организацию мер по их реализации.