Рекомендации
"круглого стола" на тему "Актуальные вопросы организации
социального питания в Чувашской Республике"
18 апреля 2019 года г. Чебоксары
Участники "круглого стола", обсудив вопросы организации социального питания в Чувашской Республике, отмечают следующее.
Государственная политика Российской Федерации в области здорового питания населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в здоровом питании в соответствии с требованиями медицинской науки и с учетом их традиций, привычек и экономического положения.
В целях ее реализации Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, согласно которой основной целью социального питания является обеспечение различных категорий граждан (прежде всего детей раннего, дошкольного и школьного возраста, беременных и кормящих женщин, граждан старшего поколения, инвалидов, лиц, проходящих лечение в стационарах, иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке) здоровым питанием за счет или с участием бюджетов различных уровней.
Адресная поддержка в Чувашской Республике осуществляется путем бесплатного или льготного предоставления качественного питанияобразовательными и медицинскими организациями, организациями социального обслуживания населения, отдыха детей и их оздоровления.При этом важно соблюдение приоритетного принципа поддержки граждан, имеющих право на получение услуг социального питания за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований.
Система социального питания в Чувашской Республике – это около 900 организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, отдыха детей и их оздоровления.
Социальное питание в республике обеспечивается:
1) государственными и муниципальными организациями самостоятельно;
2) организациями общественного питания, отвечающими требованиям, установленным действующим законодательством, и прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора об организации питания (часть организаций заняты оказанием услуг общественного питания, другие осуществляют только поставку пищевых продуктов).
Одной из основных задач, направленных на полноценное умственное и физическое развитие детей и подростков, является обеспечение обучающихся сбалансированным полноценным питанием.
Питание в образовательных организациях организовано в соответствии с утвержденным двухнедельным дневным меню, согласованным с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии для разных возрастных групп. В меню выдержаны требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах, оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов.
Охват горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях в 2018 году составил 97,3% (в 2017 году – 96,8%),двухразовым питанием – 59,6% (в 2017 году – 55,0%).
Увеличению охвата обучающихся горячим питанием, в том числе двухразовым, способствуют реализация мер социальной поддержки семей, имеющих детей, привлечение представителей родительской общественности к оценке качества питания, контролю за его реализацией, развитие материально-технической базы школьных столовых.
В школьных столовых в целях профилактики йододефицита используется йодированная соль, во многих школах организованы витаминные столы, расширен ассортимент салатов, проводится С-витаминизация третьих блюд. Для различных категорий учащихся предлагается дополнительное (диетическое) меню, обеспечивающее иные потребности школьников в здоровом питании. В отдельных общеобразовательных организациях внедрены формы организации питания в виде "шведских столов". Наличие пароконвектоматов позволяет готовить блюда на пару, сохраняя при этом витамины и микроэлементы и аппетитный внешний вид. Для того чтобы пища не была холодной, установлены мармиты. Холодильные витрины позволяют увеличить ассортимент салатов и фруктовых десертов.
Улучшается качество питания в организациях отдыха и оздоровления детей. Уменьшилась доля блюд, не соответствующих требованиям по энергетической ценности и вложению необходимых белков, жиров и углеводов (в 2018 году составила 2,6%, в 2017 году – 3,7%).
Из республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований выделяются дополнительные средства на организацию льготного питания детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетных малоимущих семей, посещающих муниципальные и государственные образовательные организации.
Вместе с тем необходимо отметить отсутствие единого подхода к предоставлению льгот на питание обучающихся в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года № 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" в республиканских медицинских организациях для пациентов, находящихся на лечении в условиях стационара, организовано диетическое (лечебно-профилактическое) питание. Разработаны семидневные меню, соответствующие системе стандартных диет, имеется картотека блюд, ведется необходимая медицинская документация. Установлен четырех- или пятиразовый режим питания в зависимости от специфики медицинской организации.
В среднем по республике по основному варианту стандартной диеты отмечается сбалансированность структуры питания и химического состава суточного рациона по белкам, жирам и углеводам.
Организация питания в учреждениях социальной защиты Чувашской Республики является неотъемлемой частью социального обслуживания и проводится в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями и законодательно установленными принципами социального обслуживания – адресности, доступности, профилактической направленности.
Во всех стационарных учреждениях устанавливается четырех- или пятиразовый режим питания, полустационарных – двух- или трехразовое питание в зависимости от типа учреждения, определены основные принципы организации питания – рациональность, сбалансированное качество, разнообразие питания с учетом его особенностей для лиц, длительное время проживающих в учреждениях социального обслуживания, направленность на профилактику основных заболеваний, поддержание физической и психической активности граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Несмотря на то, что в целом в учреждениях социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей) поддерживается высокий уровень организации социального питания, все же в результате проводимых проверок выявляются случаи отклонения от нормативов по химическому составу и калорийности блюд, несоответствия фактического рациона утвержденному примерному меню и предъявляемым требованиям, использования продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих нормативным требованиям по качеству и безопасности, нарушения санитарных требований при функционировании столовых.
Ежегодно Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики совместно с Министерством здравоохранения Чувашской Республики, Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики проводится мониторинг обеспеченности отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов и мониторинг состояния и объемов различных форм продовольственной помощи.
В 2018 году в Чувашской Республике объем поставок в системе социального питания составил 245,4 млн. рублей, в том числе для организаций системы образования – 49,9 млн. рублей, здравоохранения – 91,8 млн. рублей, социальной защиты – 103,7 млн. рублей. Доля продукции отечественного производства составила 96%, из них местного производства – 66%.
В то же время возможности обеспечения системы питания в социальной сфере за счет местных сельскохозяйственных товаропроизводителей используются не в полном объеме. Не задействован в полной мере потенциал организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования для обеспечения пищевыми продуктами системы социального питания в городской и сельской местности.
Качественное и полноценное питание является важнейшей составляющей, влияющей на здоровье людей, особенно на здоровье социально уязвимых групп населения – беременных женщин, кормящих матерей, детей различных возрастов и пожилых людей.
Существующий уровень потребления пищевых продуктов в Чувашской Республике пока не в полной мере соответствует современным требованиям. Объемы потребления по ряду основных пищевых продуктов (мясные и молочные продукты, яйца, рыбопродукты, масло растительное, овощи, фрукты и ягоды) ниже рациональных норм потребления. Остается высоким уровень потребления населением хлебных продуктов, сахара и картофеля.
Таким образом, отмечаются несбалансированность питания населения республики по содержанию основных составляющих (белков, жиров, углеводов), а также дефицит полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, микронутриентов и витаминов на фоне избыточного потребления углеводов и животных жиров, хотя наметилась тенденция к оптимизации структуры питания населения за счет увеличения в рационе доли мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей.
Результаты диспансеризации показали, насколько актуально в республике продолжение борьбы с такими факторами риска, как неправильное, несбалансированное питание. Так, среди лиц в возрастной группе от 0 до 17 лет включительно по итогам ежегодных профилактических медицинских осмотров распространенность избыточной массы тела составляет 3,3%, распространенность ожирения – 1,8%. Среди лиц в возрастной группе от 18 до 35 лет распространенность избыточной массы тела составляет 22,6%, распространенность ожирения – 1,5%.
Поскольку Чувашская Республика относится к регионам с йодной недостаточностью, одной из серьезных проблем в плане питания, прежде всего детей, остается дефицит йода.
Крайне актуальными являются вопросы повышения продовольственной безопасности, создания надежных контролирующих механизмов и обеспечения эффективного государственного надзора в целях недопущения употребления в пищу населением недоброкачественных, контаминированных, содержащих гормоны или антибиотики, генетически модифицированных и иных вредных для здоровья пищевых продуктов.
С учетом изложенного участники "круглого стола" р е к о м е н д у ю т:
1. Депутатам Государственного Совета Чувашской Республики ознакомиться с организацией питания в образовательных и медицинских организациях, организациях социального обслуживания населения, отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территориях своих избирательных округов.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
провести анализ состояния организации системы социального питания в Чувашской Республике;
рассмотреть возможность создания эффективной системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, поставляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе продуктов детского питания;
рассмотреть возможность создания благоприятных условий субъектам инвестиционной деятельности в целях дальнейшего развития системы социального питания;
рассмотреть возможность установления единого порядка предоставления обучающимся льготного питания в муниципальных образовательных организациях.
3. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики:
ежегодно осуществлять мониторинг обеспеченности обучающихся в образовательных организациях качественным сбалансированным питанием с учетом установленных норм потребления пищевых продуктов;
усилить контроль за качеством организации питания в образовательных организациях;
обеспечить популяризацию просветительских программ по здоровому питанию среди обучающихся, формирование у родителей культуры правильного питания детей, воспитание у них здоровых пищевых привычек.
4. Министерству здравоохранения Чувашской Республики:
осуществлять мониторинг обеспеченности пациентов, находящихся на стационарном лечении, качественным сбалансированным питанием с учетом установленных норм потребления пищевых продуктов;
осуществлять меры по совершенствованию системы обеспечения качественным питаниемпациентов, находящихся на стационарном лечении, в медицинских организациях;
усилить контроль за качеством организации питания в медицинских организациях;
активизировать информационную работу среди различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с использованием средств массовой информации.
5. Министерству труда и социальной защиты населения Чувашской Республики:
осуществлять мониторинг обеспеченности лиц, проживающих в организациях социального обслуживания, качественным сбалансированным питанием с учетом установленных норм потребления пищевых продуктов;
усилить контроль за качеством организации питания в организациях социального обслуживания.
6. Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики:
продолжить осуществлять мониторинг обеспеченности отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием, а также состояния и объемов различных форм продовольственной помощи;
рассмотреть возможность привлечения местных сельскохозяйственных товаропроизводителей к непосредственной организации производства, поставок и оказанию услуг по организации социального питания;
рассмотреть возможность проведения обучающих мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции, с целью предупреждения нарушений обязательных требований законодательства.
7. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии:
продолжить работу по осуществлению контроля, направленного на обеспечение безопасности питания в образовательных и медицинских организациях, организациях социального обслуживания населения, отдыха детей и их оздоровления;
усилить работу по реализации мероприятий, направленных на пресечение оборота некачественной (в том числе фальсифицированной) пищевой продукции.
8. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
разработать комплекс дополнительных мер, направленных на обеспечение обучающихся в образовательных организациях полноценным сбалансированным питанием;
провести разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций по вопросу возможности получения отдельными категориями семей льгот по питанию в указанных организациях с целью дальнейшего доведения данной информации до сведения таких семей;
организовать ежеквартальное обсуждение отчетов бракеражных комиссий с участием комиссий общественного контроля;
организовать систематическое обучение работников образовательных организаций, отвечающих за организацию питания обучающихся, по вопросам санитарно-эпидемиологической безопасности, гигиены, санитарии, осуществления производственного контроля в школьном питании;
оказать необходимую помощь в проведении широкой разъяснительной работы среди населения с использованием средств массовой информации по вопросам здорового питания.
9. Образовательным организациям:
усилить контроль за качеством поступающих продуктов питания и графиком их поставки, соблюдением цикличного дневного меню и рационов питания для обучающихся;
ежедневно осуществлять мониторинг организации питания обучающихся;
активизировать работу комиссии общественного контроля с привлечением родительской общественности за организацией и качеством питания обучающихся;
совместно с родительским сообществом продолжить информационноразъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленную на формирование культуры здорового питания.