ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертного совета Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике"
г. Чебоксары 12 октября 2018 года
В соответствии с распоряжением Председателя Государственного Совета Чувашской Республики В.Н. Филимонова от 2 октября 2018 года № 909 Экспертным советом Государственного Совета Чувашской Республики проведена публичная независимая экспертиза проекта закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" (далее – законопроект).
Предлагаемыми законопроектом изменениями в отдельные положения Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" предусматривается распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе расчет дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), заменяющего дотации (часть дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), осуществлять в соответствии с новой методикой.
Новая методика позволяет уменьшить долю дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов с одновременным увеличением доли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме финансовой поддержки, снизить дифференциацию бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Чувашской Республики и обеспечить равные финансовые возможности муниципальных образований по предоставлению муниципальных услуг.
Новый механизм расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из республиканского бюджета Чувашской Республики:
1) предполагает изменение подходов к определению:
уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
2) закрепляет формулу расчета дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц.
Законопроектом предлагается уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определять исходя из соотношения индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Таким образом обеспечивается сопоставимость доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) с учетом различий в структуре населения, социально-экономических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
В действующей методике уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя в муниципальном районе (городском округе) и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам (городским округам). Не учитывается оценка муниципальной услуги.
Индекс налогового потенциала муниципального образования – это относительная (по сравнению со средним по муниципальным районам (городским округам) уровнем) оценка налогового потенциала в расчете на одного жителя муниципального района (городского округа), определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) муниципального района (городского округа).
Расчет налогового потенциала муниципального района (городского округа) предлагается производить по репрезентативному перечню налоговых доходов и численности населения. Репрезентативные налоговые доходы включают основные налоги, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов (городских округов), и отражают доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования.
Индекс бюджетных расходов муниципального образования – это относительная (по сравнению со средним по муниципальным районам (городским округам) уровнем) оценка расходов бюджета муниципального района (городского округа) по предоставлению муниципальных услуг в расчете на одного жителя, определяемая с учетом объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг.
Для оценки относительных различий в расходных потребностях бюджетов муниципальных районов (городских округов) используется репрезентативная система расходов, которая включает основные виды расходов, связанные с решением вопросов местного значения муниципальных районов (городских округов).
Критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) определяет необходимый уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований для выравнивания финансовых возможностей по решению вопросов местного значения.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа). Критерии являются едиными для муниципальных районов и городских округов.
В действующей методике в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований принимается средний доход на одного жителя Чувашской Республики.
В новой методике расчет критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) осуществляется как средняя расчетная бюджетная обеспеченность муниципальных районов (городских округов), скорректированная на коэффициент индексации критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), что позволяет обеспечить выравнивающий эффект не только с учетом относительной оценки необходимых доходных источников, но и относительной оценки расходов.
Законопроектом предлагается расчет дотаций на выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществлять в два этапа. При этом второй этап предусматривает доведение объема дотаций на расчетный год до уровня, установленного законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на плановые периоды. Действующей методикой указанный механизм не предусматривается, тем самым возникает риск неисполнения бюджетного законодательства.
Предлагаемая методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) обеспечивает стабильность определения размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и повышение уровня прогнозирования бюджета на следующий финансовый год.
Законопроектом предлагается закрепить формулу расчета дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципалитетов от налога на доходы физических лиц.
Закрепление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов) укрепляет доходную базу местных бюджетов, повышает мотивацию и стимулирует муниципальные образования к увеличению собираемости налогов и развитию налоговой базы, а также позволяет органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать поступления собственных доходов на длительный период.
В результате проведенного анализа законопроекта Экспертный совет Государственного Совета Чувашской Республики приходит к заключению о его соответствии Конституции Российской Федерации, бюджетному законодательству, Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики.
Экспертный совет Государственного Совета Чувашской Республики считает, что данный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики в установленном порядке.
И.о. председателя Экспертного совета
Государственного Совета
Чувашской Республики В.И. Харитонов