Рекомендации
публичных слушаний по годовому отчету об исполнении
республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год
29 мая 2018 года г. Чебоксары
Публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год проведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Участники публичных слушаний, заслушав и обсудив доклад и выступления по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год, отмечают следующее.
Основные показатели социально-экономического развития Чувашской Республики в 2017 году составили:
численность населения (на 1 января 2018 года) – 1 231,1 тыс. человек;
уровень официально зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы (экономически активному населению) – 0,7%;
величина прожиточного минимума – 8 567 рублей;
ввод в действие жилых домов – 605,0 тыс. кв. м;
валовой региональный продукт (оценка) – 277,4 млрд. рублей;
индекс потребительских цен к декабрю 2016 года – 101,4%;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций – 24 531,3 рубля.
Основные показатели 2017 года по сравнению с предыдущим 2016 годом:
численность населения – 99,6% к уровню по состоянию на 1 января 2017 года;
реальная начисленная заработная плата работников организаций (с учетом индекса потребительских цен) – 104,6%;
индекс промышленного производства – 104,4%;
объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – 101,0%;
оборот розничной торговли – 101,5%;
инвестиции в основной капитал – 101,4%;
удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе обследованных организаций (оценка) – 24,9%.
В 2017 году продолжился рост внешнеторгового оборота Чувашской Республики, который составил 495,5 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2016 годом на 31,0% (по России – на 24,8%, по ПФО – на 20,8%). Рост отмечался как по экспорту (на 19,2%), так и по импорту (на 38,3%).
В течение 2017 года в республиканский бюджет Чувашской Республики 3 раза вносились изменения.
В 2017 году республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен по доходам в объеме 43 974 811,0 тыс. рублей, или 100,7% к годовым плановым назначениям, с ростом к уровню 2016 года на 6,3%, в том числе собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета Чувашской Республики исполнены в сумме 26 718 102,2 тыс. рублей, или на 101,9% к годовым плановым назначениям (рост к уровню 2016 года на 1 050 042,6 тыс. рублей, или на 4,1%).
Значительный удельный вес в собственных доходах, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2017 году, занимают налог на доходы физических лиц (32,7%), налог на прибыль организаций (28,4%), акцизы (14,1%), налоги на имущество (13,2%).
Плановые назначения по налоговым доходам исполнены в целом на 101,7%, при этом плановые назначения не выполнены – по акцизам на пиво (на 2,4%), по акцизам на нефтепродукты (на 1,0%), по транспортному налогу (на 3,8%). Плановые назначения по неналоговым доходам в целом исполнены на 109,4%. Участники публичных слушаний отмечают, что в результате повышения эффективности мер налогового стимулирования, направленных на создание новых производств, развитие инвестиционной деятельности, осуществления систематической оценки соизмеримости выпадающих доходов при предоставлении льгот по налогам и принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот в результате эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в 2017 году обеспечивался рост собственных доходов.
Объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2017 год составил 17 256 708,8 тыс. рублей (97,9% к годовым плановым назначениям), что выше уровня 2016 года на 10,0%, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: дотации в сумме 9 195 884,3 тыс. рублей, субсидии – 3 655 202,2 тыс. рублей, субвенции и иные межбюджетные трансферты – 1 788 554,4 тыс. рублей и 1 296 218,3 тыс. рублей соответственно.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2017 год исполнен по расходам в объеме 43 867 193,0 тыс. рублей, или 97,7% к годовым плановым назначениям. По сравнению с 2016 годом расходы исполнены с увеличением на 4 212 163,3 тыс. рублей, или на 10,6%.
Профицит республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 января 2018 года составил 107 618,0 тыс. рублей при плановом дефиците в объеме 1 223 056,4 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом (1 702 886,8 тыс. рублей) в 2017 году наблюдалось снижение профицита на 1 595 268,8 тыс. рублей, или в 15,8 раза.
В 2017 году реализованы мероприятия в рамках 16 государственных программ Чувашской Республики. Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в "программном" формате составили 100%.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы по разделам "Образование" – 12 212 170,8 тыс. рублей (27,8%), "Социальная политика" – 11 682 511,4 тыс. рублей (26,6%), "Национальная экономика" – 9 895 525,6 тыс. рублей (22,6%), "Здравоохранение" – 3 628 612,0 тыс. рублей (8,3%).
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Общегосударственные вопросы" составили 857 654,0 тыс. рублей, или 94,2% к годовым плановым назначениям (910 635,7 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 2,0%, к уровню 2016 года – 101,2%. По подразделу "Резервные фонды" в 2017 году средства резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики решениями Кабинета Министров Чувашской Республики распределены в объеме 27 822,9 тыс. рублей (62,7% к годовым плановым назначениям (44 340,1 тыс. рублей), средства Резервного фонда Чувашской Республики решениями Кабинета Министров Чувашской Республики распределены в объеме 43 508,3 тыс. рублей.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Национальная оборона" составили 26 427,4 тыс. рублей, или 100% к годовым плановым назначениям. Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 0,1%, к уровню 2016 года – 96,2%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составили 363 057,2 тыс. рублей, или 100,6% к годовым плановым назначениям (361 063,8 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 0,8%, к уровню 2016 года – 129,9%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Национальная экономика" составили 9 895 525,7 тыс. рублей, или 95,0% к годовым плановым назначениям (10 420 196,2 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 22,6%, к уровню 2016 года – 138,9%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" составили 1 499 131,6 тыс. рублей, или 89,0% к годовым плановым назначениям (1 685 092,7 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 3,4%, к уровню 2016 года – 95,3%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Охрана окружающей среды" составили 144 871,1 тыс. рублей, или 99,3% к годовым плановым назначениям (145 870,4 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 0,3%, к уровню 2016 года – рост в 6 раз.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Культура, кинематография" составили 1 033 498,2 тыс. рублей, или 98,7% к годовым плановым назначениям (1 047 468,5 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 2,3%, к уровню 2016 года – 150,9%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Физическая культура и спорт" составили 942 416,0 тыс. рублей, или 95,9% к годовым плановым назначениям (982 935,0 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 2,1%, к уровню 2016 года – 130,1%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Средства массовой информации" составили 115 636,8 тыс. рублей, или 99,9% к годовым плановым назначениям (115 637,0 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 0,3%, к уровню 2016 года – 88,2%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" составили 112 966,1 тыс. рублей, или 83,7% к годовым плановым назначениям (135 000,0 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 0,3%, к уровню 2016 года – 60,2%. Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2018 года составил 14 120 803,5 тыс. рублей (52,9% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), что на 82 778,7 тыс. рублей ниже планового верхнего предела государственного долга Чувашской Республики (14 203 582,2 тыс. рублей).
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" составили 1 352 714,8 тыс. рублей, или 97,9% к годовым плановым назначениям (1 381 935,3 тыс. рублей). Доля расходов по данному разделу в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составила 3,1%, к уровню 2016 года – 118,5%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию 16 государственных программ Чувашской Республики в общих расходах составили 100%. Наибольший удельный вес расходов республиканского бюджета Чувашской Республики занимают расходы на реализацию следующих государственных программ Чувашской Республики: "Развитие образования" – 27,0% (11 824,8 млн. рублей); "Развитие здравоохранения" – 20,1% (8 800,0 млн. рублей); "Социальная поддержка граждан" – 12,6% (5 518,5 млн. рублей); "Развитие транспортной системы Чувашской Республики" – 9,7% (4 241,7 млн. рублей) и др.
Ниже среднего показателя исполнены расходы на реализацию государственных программ Чувашской Республики: "Экономическое развитие Чувашской Республики" – 61,9% (плановые бюджетные назначения – 812,0 млн. рублей, фактическое исполнение – 503,0 млн. рублей); "Развитие транспортной системы Чувашской Республики" – 93,4% (план – 4 543,7 млн. рублей, факт – 4 241,7 млн. рублей); "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" – 94,9% (план – 3 524,9 млн. рублей, факт – 3 344,7 млн. рублей).
Общий объем расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в 2017 году составил 2 091 632,7 тыс. рублей, или 95,4% к утвержденным бюджетным назначениям (2 192 969,2 тыс. рублей).
За 2017 год в консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Чувашской Республики поступили доходы в сумме 23 695,9 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 7 782,1 млн. рублей. В структуре налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов наибольший удельный вес составили налог на доходы физических лиц (46,9%, или 3 649,7 млн. рублей), доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (12,9%, или 1 003,3 млн. рублей), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (8,9%, или 690,3 млн. рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (7,9%, или 618,0 млн. рублей).
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики за 2017 год составили 15 913,8 млн. рублей, или 112,5% к уровню 2016 года, в том числе оказана финансовая помощь – 1 237,2 млн. рублей, рост к уровню 2016 года – на 9,4%.
Расходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов Чувашской Республики составили 24 304,2 млн. рублей (96,7% к годовым плановым назначениям). В структуре расходов бюджетов муниципальных образований наибольший удельный вес составили расходы на образование (51,1%), национальную экономику (18,5%), жилищно-коммунальное хозяйство (12,0%).
На 1 января 2018 года консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Чувашской Республики исполнены в целом с дефицитом в сумме 608,3 млн. рублей при плановом дефиците в объеме 916,6 млн. рублей.
В порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 года № 309 "Об утверждении Порядка предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики", в 2017 году из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставлен бюджетный кредит в размере 30,0 млн. рублей администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
В 2017 году осуществлен возврат бюджетных кредитов в республиканский бюджет Чувашской Республики из местных бюджетов, предоставленных им в предыдущие годы, в сумме 4,9 млн. рублей. Остаток кредитов, подлежащих возврату, составляет 34,3 млн. рублей.
По итогам обсуждения годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год участники публичных слушаний р е к о м е н д у ю т:
1. Государственному Совету Чувашской Республики утвердить отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
обеспечить долгосрочную сбалансированность и финансовую устойчивость бюджетной системы Чувашской Республики;
продолжить проведение взвешенной долговой политики;
принимать действенные меры по обеспечению полного освоения средств, выделенных республиканскому бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики за целевое и эффективное использование указанных средств;
обеспечить повышение эффективности бюджетных инвестиций, в том числе исполнение в полном объеме бюджетных назначений в соответствии с целями инвестирования;
продолжить работу по повышению доходного потенциала и обеспечению роста собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе за счет увеличения объемов производства и реализации продукции местных производителей и оптимизации бюджетных расходов всеми участниками бюджетного процесса;
повысить эффективность мер налогового стимулирования, направленных на создание новых производств и развитие инвестиционной деятельности, осуществлять систематическую оценку соизмеримости выпадающих доходов при предоставлении льгот по налогам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, экономического (социального) эффекта от их предоставления и принять меры по отмене неэффективных налоговых льгот;
обеспечить сохранение позиций Чувашской Республики по качеству и открытости республиканского бюджета Чувашской Республики;
рассмотреть при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предложения, поступившие в ходе публичных слушаний;
продолжить активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в разные сферы экономики и общественной жизни, в том числе развитие ИКТ-инфраструктуры, переход на отечественный софт, внедрение "умных" технологий, перевод услуг в электронный вид;
продолжить активное внедрение инновационных медицинских технологий в целях преобразования организации оказания медицинской помощи населению;
продолжить строительство современной спортивной инфраструктуры;
разработать (скорректировать) приоритетные проекты (программы) Чувашской Республики по направлениям, указанным в подпункте "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года";
продолжить формирование и развитие инновационной образовательной среды.
3. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики:
1) обеспечить:
целевое и в полном объеме использование межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
достижение целевых показателей результативности использования межбюджетных субсидий, установленных соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти на предоставление Чувашской Республике целевых субсидий из федерального бюджета;
экономность, результативность и эффективность использования бюджетных средств;
осуществление внутреннего финансового контроля, направленного на достижение результата и рациональное использование бюджетных средств, при составлении и исполнении соответствующей части республиканского бюджета Чувашской Республики по доходам, расходам, включая расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики;
2) скоординировать реализацию государственных программ Чувашской Республики с основными параметрами приоритетных проектов и программ по стратегическим направлениям Российской Федерации и Чувашской Республики;
3) проводить целенаправленную и планомерную работу по освоению средств республиканского бюджета Чувашской Республики по основным мероприятиям государственных программ Чувашской Республики, предусматривающим строительство объектов капитального строительства.
4. Контрольно-счетной палате Чувашской Республики:
продолжить осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств;
обеспечить единообразный методологический подход к контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов на территории Чувашской Республики.
5. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
продолжить реализацию комплекса мер по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей в местные бюджеты;
принять действенные меры по организации качественного и эффективного исполнения местных бюджетов, снижению размера муниципального долга;
продолжить работу по повышению эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличению поступлений в местные бюджеты от управления и распоряжения муниципальным имуществом;
уделить особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства, реализации инвестиционных проектов, созданию новых рабочих мест;
провести анализ эффективности налоговых льгот, установленных муниципальными нормативными правовыми актами;
осуществлять эффективное управление системой муниципальных финансов, обеспечивающее полноту реализации возложенных полномочий, бесперебойное функционирование жизненно важных отраслей муниципального хозяйства, недопущение кредиторской задолженности по выплате заработной платы и другим расходным обязательствам муниципального образования;
обеспечить:
эффективное и своевременное освоение субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики;
качественное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и их бюджетную эффективность;
своевременное и качественное составление и утверждение местных бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и организацию мер по их реализации.
Рекомендации приняты участниками
публичных слушаний по годовому отчету
об исполнении республиканского бюджета
Чувашской Республики за 2017 год.