РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части упрощения процедуры заготовки древесины (валежника)", проведенного Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии
1 ноября 2017 года г. Чебоксары
Участники "круглого стола", заслушав и обсудив вопросы, связанные с совершенствованием правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд, отмечают следующее.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации заготовка гражданами любой древесины для собственных нужд должна осуществляться на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Сегодня в лесном законодательстве отсутствует понятие "валежник". Это общее понятие вмещает в себя и промышленную заготовку древесины, и заготовку древесины для собственных нужд гражданами. Вместе с тем при рассмотрении вопроса возможности заготовки валежника следует разделить два таких понятия, как "ликвидная древесина" и "неликвидная древесина". Древесиной считаются любые отрезки стволов деревьев с диаметром в верхнем (более тонком) отрубе или отрезе не менее трех сантиметров, причем дровяная древесина считается с корой. Соответственно, все, что тоньше трех сантиметров (в том числе вершинки погибших деревьев и сухие ветки), ликвидной древесиной не считается. Вся ликвидная древесина в лесу является платным лесным ресурсом, минимальная стоимость которой определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Вместе с тем валежник (сухие деревья или их части, лежащие на земле) не является ликвидной древесиной и его заготовка населением имеет с правовой точки зрения существенные отличия от заготовки древесины гражданами для собственных нужд, предусмотренной Лесным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время валежник востребован гражданами, которые готовы заготавливать его на дрова. Однако законных оснований у граждан для заготовки валежника для собственных нужд бесплатно в Российской Федерации нет. Вследствие отсутствия легального правового определения "валежника" в правоприменительной практике встречается диаметрально противоположное отношение к заготовке валежника гражданами – от содействия удовлетворению нужд населения в заготовке его для отопления до уголовного преследования граждан за незаконную заготовку древесины. В результате валежник накапливается в лесах и оказывает негативное воздействие на окружающую среду и состояние пожарной безопасности в лесах.
В целях улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также в целях снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов необходимо предоставить населению возможность заготавливать валежник свободно и бесплатно.
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона № 116598-7 "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации (в части отнесения валежника к недревесным лесным ресурсам)".
Внесение указанного изменения в Лесной кодекс Российской Федерации предоставит гражданам возможность заготовки и сбора валежника как недревесного лесного ресурса для собственных нужд в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного участники заседания"круглого стола" р е к о м е н д у ю т:
- Комитету Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Чувашской Республики с просьбой поддержать проект федерального закона № 116598-7 "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации (в части отнесения валежника к недревесным лесным ресурсам)" при егорассмотрении.
- Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики подготовить информацию по теме данного "круглого стола", предложения и замечания к проекту федерального закона № 116598-7 "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации (в части отнесения валежника к недревесным лесным ресурсам)" для направления их депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Малову.