РЕКОМЕНДАЦИИ
публичных слушаний по проекту республиканского бюджета
Чувашской Республики на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов
14 ноября 2017 года г. Чебоксары
Заслушав и обсудив доклады представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на 2018–2020 годы и по проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также – республиканский бюджет Чувашской Республики на 2018–2020 годы, республиканский бюджет Чувашской Республики), участники публичных слушаний отмечают следующее.
Проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" подготовлен в соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год
и на плановый период 2019 и 2020 годов, со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, с основными направлениями бюджетной политики Чувашской Республики на 2018 год
и на плановый период 2019 и 2020 годов, определенными Указом Главы Чувашской Республики от 27 июня 2017 года № 70.
Параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018–2020 годы сформированы с учетом требований соглашений, заключенных Главой Чувашской Республики М.В. Игнатьевым с Минфином России
в 2016–2017 годах на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетных кредитов, предусматривающих обязательства по осуществлению мер, направленных на обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики, устранение неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам).
Одновременно при формировании прогнозных показателей были учтены изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, вступающие
в силу в 2018–2020 годах.
Основное отличие республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018–2020 годы от бюджетов прошлых лет заключается в том, что это не только социально-направленный бюджет, но и бюджет развития, призванный не просто обеспечить экономическую стабильность, но и дать новые импульсы к экономическому росту. Республиканский бюджет Чувашской Республики сформирован исходя из реальных финансовых возможностей таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены.
Основной задачей бюджетной политики Чувашской Республики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики. С учетом этого доходная и расходная части республиканского бюджета Чувашской Республики на трехлетний период рассчитаны на основе показателей "базового" варианта сценария развития экономики, исходящего из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики, восстановления экономического роста, предполагающего сохранение геополитической нестабильности, продолжение санкций со стороны США и Европейского союза и ответные экономические меры со стороны России на протяжении всего прогнозного периода. Его плюс в том, что он максимально учитывает предполагаемые риски финансовой нестабильности, значительно снизив риски несбалансированности бюджетов и повысив точность бюджетного планирования.
По оценке Министерства экономического развития, промышленности
и торговли Чувашской Республики, предусматриваются:
прирост валового регионального продукта в 2018 году к предыдущему году на 1,4%, в 2019 и 2020 годах – на 1,6% и 1,8% соответственно;
прирост индекса промышленного производства в 2018 году 3,6% к предыдущему году, в 2019 году – 4,0% и в 2020 году – 4,2%;
прирост фонда заработной платы в 2018 году на 6,6% к предыдущему году, на 7,0% и 7,5% – в плановом периоде;
инфляция (декабрь к декабрю, к предыдущему году) по 4,0% в 2018–2019 годах и 3,7% – в 2020 году.
Основным локомотивом промышленного производства в прогнозном периоде останутся химическое производство, электротехника и машиностроение, которые показывают стабильно высокие экономические результаты, реализуя крупные инвестиционные проекты, расширяя производства и осваивая новые перспективные разработки.
В 2018–2020 годах инфляция прогнозируется со снижением с 4% до 3,7%, чему будет способствовать укрепление рубля, а также ограничение темпов роста тарифов услуг естественных монополий. Сохранению инфляции на достаточно низком уровне способствует постепенная сбалансированность товарных рынков и рост предложения товаров, а также снижение темпов роста стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Сдерживать рост цен также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами.
Возобновление экономического роста в экономике в прогнозируемом периоде обеспечит рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2018 году на 1,4% к оцениваемому уровню 2017 года, в 2019–2020 годах – на 1,5% и 1,7% соответственно к предыдущим годам.
Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде (с 18,5% в 2018 году до 17,6%
в 2020 году) будет способствовать проводимая в Чувашской Республике
социально направленная политика и реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению реальных доходов населения Чувашской Республики на 2017–2019 годы.
Ежегодный рост показателя "доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения" (по оценке в 2017 году составит 29%, по прогнозу в 2018–2020 годах – 29,5%, 30,0%
и 30,5% соответственно) прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и создания дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2018 году объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", по прогнозу составит 38416,6 млн. рублей, или 102,5% к предыдущему году, в 2019 году – 104,0%, в 2020 году – 102,9%.
Общая площадь введенного жилья по прогнозу в 2018 году составит
640 тыс. кв. м. (101,6% к предыдущему году), в 2019 году – 650,0 тыс. кв. м. (101,6%), в 2020 году – 658 тыс. кв. м. (101,2%).
По прогнозу в 2018 году объем инвестиций в основной капитал составит 51849,2 млн. рублей (101,6% к предыдущему году), в 2019 году –
53785,3 млн. рублей (101,9%), в 2020 году – 55902,7 млн. рублей (102,3%).
Розничный товарооборот в 2018 году прогнозируется в размере 155670,3 млн. рублей (102% к предыдущему году), в 2019 году –
166423,2 млн. рублей (102,5%), в 2020 году – 178272,5 млн. рублей (103,0%).
Объем платных услуг населению по прогнозу в 2018 году составит 49737,7 млн. рублей, или 101,3% к уровню предыдущего года, в 2019 году – 101,8%, в 2020 году – 102,0%.
По прогнозу в 2018 году объем производства продукции сельского
хозяйства во всех категориях хозяйств составит 55100,0 млн. рублей (101,2% к предыдущему году), в 2019 году – 101,2%, в 2020 году – 101,3%.
Доходная часть республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год планируется в размере 43013016,8 тыс. рублей (по сравнению
с первоначальными плановыми показателями 2017 года больше на 22,4%), на 2019 год – 38639916,4 тыс. рублей, на 2020 год – 40033946,7 тыс. рублей.
В 2018–2020 годах будет продолжаться тенденция увеличения собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, которая имела место в предыдущие годы. Так, в 2018 году их сумма составит
27053583,4 тыс. рублей (с ростом к уровню 2017 года с уточнениями на 3,2%),
в 2019 году – 28091501,7 тыс. рублей (рост к предыдущему году на 3,8%,
в 2020 году – 29407644,9 тыс. рублей (рост к предыдущему году на 4,7%).
Традиционно наибольшая часть собственных доходов в ближайшие три года будет приходиться на налоговые доходы – порядка 97% ежегодно.
Предполагается, что в структуре налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики основную долю составят налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам, налоги на имущество.
Участниками публичных слушаний отмечена необходимость принятия дополнительных мер, направленных на увеличение собираемости налогов,
в том числе за счет предотвращения ухода от налогообложения (легализация "теневой" заработной платы), повышение качества администрирования доходов бюджетной системы Чувашской Республики, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, налоговых органов, других контрольно-надзорных органов.
В 2018–2020 годах на рост доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики будет оказывать влияние ввод новых производственных мощностей: ежегодно около 100 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции (модернизации) производственных объектов на сумму более 1,7 млрд. рублей.
Участники публичных слушаний констатируют сохраняющуюся зависимость уровня сбалансированности республиканского бюджета Чувашской Республики от межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Общий объем безвозмездных поступлений прогнозируется в 2018 году в сумме 15959433,4 тыс. рублей, в 2019 году – 10548414,7 тыс. рублей,
в 2020 году – 10626301,8 тыс. рублей. В указанные суммы не включены суммы межбюджетных трансфертов, распределяемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета.
Бюджетная политика Правительства Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений в 2018–2020 годах будет сосредоточена на содействии сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижении федерального регулирования налоговой базы регионов, повышении эффективности бюджетных расходов, создании предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год предлагаются к утверждению в сумме 42957166,8 тыс. рублей, или 95,6% к уточненным показателям 2017 года, на 2019 год – 38443239,3 тыс. рублей, на 2020 год – 40716656,4 тыс. рублей.
Планируемое сокращение бюджетных расходов в ближайшие годы требует повышения качества бюджетного планирования на основе системы обоснований бюджетных ассигнований, предусматривающей оценку эффективности бюджетных расходов на этапе их планирования, и целевой ориентации бюджетных расходов на решение задач социально-экономического развития.
При этом структура расходов в 2018–2020 годах остается практически неизменной и соответствует рекомендованной Минфином России структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Участники публичных слушаний отмечают необходимость продолжения работы по оптимизации расходов республиканского бюджета Чувашской Республики за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, что позволит обеспечить стабильность государственных финансов на долгосрочный период.
Проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", как и в прошлые годы, сформирован по программному принципу на основе
17 государственных программ Чувашской Республики, охватывающих все сферы (направления) деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики. Но есть и качественные отличия. Впервые учтён проектный подход, то есть ресурсы концентрируются на решении приоритетных задач.
По-прежнему наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета Чувашской Республики на трехлетний период занимают расходы на социально-культурную сферу, оцениваемые в 2018 году в объеме 29677570,0 тыс. рублей (69,1% от объема бюджетных расходов), в том числе на развитие образования – 12568797,6 тыс. рублей (29,3%), здравоохранение – 3180893,5 тыс. рублей (7,4%), культуру и кинематографию – 1282655,4 тыс. рублей (3,0%), средства массовой информации – 144927,3 тыс. рублей (0,3%), физическую культуру и спорт – 542457,5 тыс. рублей (1,3%), социальную политику – 11957838,7 тыс. рублей (27,8%). Будет продолжено развитие социальной инфраструктуры (обеспечение качественной медицинской помощи, качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом), работа по строительству и реконструкции объектов социальной сферы, дорог, объектов коммунальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры.
При этом в 2018 году увеличиваются расходы на национальную экономику на 14% к первоначальным плановым показателям 2017 года и составят 6607095,2 тыс. рублей (15,4% от объема бюджетных расходов). На сферу жилищно-коммунального хозяйства в 2018 году планируется направить 912175,9 тыс. рублей.
Расходы Дорожного фонда Чувашской Республики запланированы
в 100-процентном объеме ожидаемых целевых поступлений на 2018 год и будут направлены на реконструкцию магистральных дорог в районе "Новый город", строительство автодорог в г. Чебоксары, реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги".
В 2018 году продолжится поддержка реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах. На эти цели выделяется 75 млн. рублей.
В республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018–2020 годы расходы на заработную плату работников бюджетного сектора экономики определены исходя из необходимости учета решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части индексации фонда оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 года – на 4%, а также достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В сфере межбюджетных отношений в 2018–2020 годах первоочередной задачей продолжает оставаться принятие всех возможных мер по созданию условий для максимальной сбалансированности местных бюджетов, с полным обеспечением расходных полномочий доходными источниками, а также по реализации мероприятий по выявлению резервов увеличения доходной базы местных бюджетов.
В целях финансового обеспечения выполнения органами местного
самоуправления расходных обязательств по реализации возложенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики функций и задач общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам городских округов, планируется в 2018 году в объеме 15696960,1 тыс. рублей, в 2019 году – 12591378,4 тыс. рублей, в 2020 году – 12434677,1 тыс. рублей.
При этом планируется повысить ответственность муниципалитетов по развитию доходного потенциала и сокращению дефицитности бюджетов, снижению дотационности местных бюджетов.
Серьезным препятствием для экономического развития муниципальных образований является их недостаточная мотивация по развитию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций, а также ограниченность финансовых ресурсов.
Участники публичных слушаний отмечают, что необходимо уделить особое внимание повышению эффективности использования свободных земельных ресурсов, так как вовлечение их в хозяйственный оборот является одним из источников пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований. Кроме того, эффективность использования земель и их инвестиционная привлекательность непосредственно зависят от своевременности проводимых совместных мероприятий по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю.
Улучшение инвестиционного климата, повышение предпринимательской и инвестиционной активности – важнейшая комплексная задача в рамках стимулирования экономического роста. На ее решение будет также направлена
и налоговая политика в республике.
Одним из основных направлений бюджетной политики Чувашской Республики на 2018–2020 годы является формирование оптимальной структуры государственного долга Чувашской Республики.
Наличие у Чувашской Республики кредитных рейтингов двух ведущих международных рейтинговых агентств (Moody’s Investors Service и Fitch Ratings) и национального рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) со "стабильным" прогнозом повышает доверие кредитных организаций к Чувашской Республике как к надежному заемщику и партнеру, обеспечивающему проведение ответственной бюджетной и взвешенной долговой политики,
а также позволяет инвесторам объективно оценить кредитоспособность Чувашской Республики.
Чувашская Республика проводит взвешенную долговую политику и поддерживает объем долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики на экономически безопасном уровне, характеризующимся отношением величины долга к собственным доходам бюджета.
Так, отношение объема государственного внутреннего долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений прогнозируется на 1 января 2019 года в размере 52,4%, на 1 января 2020 года – в размере 50,0%, на 1 января 2021 года –
в размере 50,0%.
Указанное достигнуто в том числе благодаря проводимой работе по
реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов.
В общем объеме государственного долга Чувашской Республики на
1 января 2021 года прямые обязательства (обязательства по государственным ценным бумагам, бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций) составляют 99,7%, условные обязательства (обязательства по государственным гарантиям) – 0,3%.
И в дальнейшем управление государственным долгом Чувашской Республики будет направлено на использование надежных долговых инструментов путем диверсификации долговых обязательств по типам и срокам их погашения, формирование оптимальной структуры государственного долга Чувашской Республики, позволяющей минимизировать расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на его обслуживание.
На обслуживание государственного долга Чувашской Республики предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018–2020 годы по 500500,0 тыс. рублей ежегодно.
Участники публичных слушаний отмечают, что на финансовом состоянии казны Чувашской Республики положительно отразится принятое Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 сентября 2017 года решение о проведении с 2018 года реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации. Так, в Чувашии реструктуризации подлежит задолженность по кредитам, привлеченным из федерального бюджета в 2015–2017 годах, в общей сумме 6723,2 млн. рублей. Программа реструктуризации бюджетных кредитов позволит значительно снизить долговую нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики, особенно в первые два года ее действия, когда предусмотрены максимально льготные условия и необходимо погашать всего по 5% от общей суммы задолженности. Чувашская Республика сэкономит на расходах по обслуживанию государственного долга Чувашской Республики за 2018–2019 годы порядка 340 млн. рублей.
Учитывая вышеизложенное, участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, р е к о м е н д у ю т:
- Комитету Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам:
обобщить замечания и предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, и направить их в комитеты Государственного Совета Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики для учета при подготовке проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" ко второму чтению;
учесть рекомендации публичных слушаний при рассмотрении проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
внести на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
2. Государственному Совету Чувашской Республикипринять закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в установленном законодательством порядке.
3. Кабинету Министров Чувашской Республики:
рассмотреть замечания и предложения,поступившие в ходе публичных слушаний, и внести в Государственный Совет Чувашской Республики предложения по их реализации;
привести государственные программы Чувашской Республики в соответствие с законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации сроки;
своевременно осуществлять корректировку государственных программ Чувашской Республики с учетом интеграции в них приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Чувашской Республики;
продолжить работу по наращиванию экономического и налогового потенциала Чувашской Республики;
обеспечить рост налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный и республиканский бюджеты Чувашской Республики, в том числе за счет повышения эффективности администрирования доходов;
усилить работу по развитию в Чувашской Республике реального сектора экономики, инвестиционной и предпринимательской активности;
обеспечить принятие до начала финансового года всех нормативных правовых актов Чувашской Республики, реализация которых требует финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики;
обеспечить участие Чувашской Республики в Федеральной программе реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации,
а также получение грантов за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала;
продолжить работу с федеральными министерствами и ведомствами по привлечению в Чувашскую Республику дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;
усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
расширять применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала, повышению эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг;
оказать содействие муниципальным образованиям по обеспечению сбалансированности и развитию доходного потенциала местных бюджетов;
усилить ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований за неэффективную бюджетную политику, приводящую к нарушению бюджетных обязательств, образованию кредиторской задолженности.
4. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики принять меры:
по обеспечению своевременного и полного освоения бюджетных средств, повышению эффективности и результативности их использования;
по своевременному утверждению и корректировке проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, осуществлению контроля за выполнением подрядными организациями договорных обязательств, а также по улучшению качества планирования и реализации программных мероприятий в целях равномерного, результативного и эффективного использования бюджетных средств в течение года.
5. Органам местного самоуправления:
обеспечить качественное формирование местных бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства с учетом макроэкономических показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
обеспечить рост экономического потенциала муниципальных образований;
активизировать работу по повышению собственного доходного потенциала и эффективности расходов местных бюджетов;
провести оценку достаточности собственных доходов местных бюджетов для финансового обеспечения своих расходных обязательств и наладить работу по обеспечению сбалансированности расходных обязательств и собственной доходной базы;
продолжить работу по анализу качества и полноты сведений о земельных участках и объектах недвижимости, принадлежащих гражданам, расположенных на территории муниципальных образований, для принятия мер по их вовлечению в налоговый оборот;
проводить взвешенную долговую политику и не допускать роста
расходов по обслуживанию муниципального долга;
не допускать образования просроченной кредиторской задолженности.
Рекомендации приняты участниками публичных
слушаний по проекту республиканского бюджета
Чувашской Республики на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов
(единогласно, в количестве 170 человек)