Проект
Рекомендации
публичных слушаний по годовому отчету об исполнении
республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год
27 апреля 2017 года г. Чебоксары
Публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год проведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Участники публичных слушаний, заслушав и обсудив доклад и выступления по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год, отмечают следующее.
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в 2016 году характеризовалось ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением среднемесячной заработной платы населения, при этом инфляция сложилась ниже, чем в среднем по России.
Индекс промышленного производства, исчисленный по трем видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), к 2015 году составил 107,6% (по России – 101,3%), объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств – 101,4% (по России – 104,8%), оборот розничной торговли – 94,0% (по России – 94,8%), объем платных услуг населению – 98,4% (по России – 99,7%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2016 году в среднем по Чувашской Республике составила 22736,3 рубля и увеличилась на 6,9% по сравнению с 2015 годом.
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, к уровню 2015 года составила 101,2% (по России – 100,7%).
Индекс потребительских цен в декабре 2016 года по отношению к декабрю 2015 года составил 104,1% и сложился ниже, чем в среднем по России (105,4%).
В 2016 году в основной капитал Чувашской Республики за счет всех источников вложено 49584,0 млн. рублей инвестиций, или 82,6% к 2015 году. Причинами снижения инвестиционной активности являются сохранение санкций, ограничивающих доступ российских компаний к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций, относительно жесткие условия кредитования.
Несмотря на сложности в мировой экономике, предприятия, осуществляющие деятельность на территории Чувашской Республики, сохраняют активность во внешнеторговой сфере. По итогам 2016 года внешнеторговый оборот Чувашской Республики составил 378,2 млн. долларов США и по сравнению с 2015 годом увеличился на 3,6%.
Дополнительным импульсом развитию промышленности Чувашской Республики является реализация политики импортозамещения. Особое внимание уделяется повышению производственного потенциала организаций, активизации внутреннего рынка.
В течение 2016 года в республиканский бюджет Чувашской Республики вносились изменения четыре раза.
В 2016 году республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен по доходам в объеме 41357,9 млн. рублей, или 100,6% к годовым плановым назначениям, с ростом к уровню 2015 года на 11,4%.
В 2016 году удалось, как и в предыдущие годы, обеспечить рост финансовой независимости. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета Чувашской Республики мобилизованы в объеме 25668,1 млн. рублей, что составляет 102,1% к годовым плановым назначениям, или 116,9% к 2015 году. Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов составил 62,1% и увеличился на 3,0 процентных пункта по сравнению с 2015 годом.
Структура собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики достаточно стабильна, в ней преобладают налоговые доходы – 96,1% (неналоговые доходы – 3,9%).
Неналоговые доходы составили 1000,2 млн. рублей (102,0% к годовым плановым назначениям), что на 2,0% меньше, чем в 2015 году.
Отмечается рост объема поступлений налоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики к уровню 2015 года (20933,9 млн. рублей) на 17,8%.
Участники публичных слушаний отмечают, что увеличению доходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики способствовала также оптимизация налоговых льгот и усиленная работа по налоговому администрированию.
Значительный удельный вес в налоговых доходах республиканского бюджета Чувашской Республики занимают налог на прибыль организаций (30,0%), налог на доходы физических лиц (31,6%), акцизы (17,7%), налоги на имущество (13,2%).
Поступление налога на прибыль организаций по сравнению с 2015 годом увеличилось на 36,3% и составило 7402,4 млн. рублей. Годовые плановые назначения исполнены на 102,2%.
По состоянию на 1 января 2017 года поступление налога на доходы физических лиц в республиканский бюджет Чувашской Республики составило 7798,7 млн. рублей (98,7% от годовых плановых назначений), что на 5,4% больше, чем в 2015 году. Положительная динамика поступления налога обусловлена ростом среднемесячной заработной платы на 6,9%, снижением задолженности по налогу на доходы физических лиц.
Поступление акцизов сложилось выше уровня 2015 года на 35,7% и составило 4369,4 млн. рублей, или 105,6% от годовых плановых назначений.
Поступление акцизов на алкогольную продукцию составило 463,2 млн. рублей, или 113,8% к уровню 2015 года, акцизов на пиво – 1272,3 млн. рублей, или 109,0%, акцизов на нефтепродукты – 2633,7 млн. рублей, или в 1,6 раза больше.
Поступление налогов на имущество составило 3248,1 млн. рублей, что на 2,1% больше, чем в 2015 году (104,8% от годовых плановых назначений).
Объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2016 год составил 15689,8 млн. рублей (98,3% к годовым плановым назначениям), что выше уровня прошлого года на 3,4%. В том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: дотации в сумме 7473,5 млн. рублей, субсидии – 4183,3 млн. рублей, субвенции и иные межбюджетные трансферты – 1963,4 млн. рублей и 1369,7 млн. рублей соответственно.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2016 год исполнен по расходам в объеме 39655,0 млн. рублей, или 90,8% к годовым плановым назначениям (99,1% к уровню 2015 года).
В 2016 году реализованы мероприятия в рамках 15 государственных программ Чувашской Республики. Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в "программном" формате составили 100%.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на социальную политику (30,3%), образование (30,1%), национальную экономику (18,0%), здравоохранение (7,4%).
Расходы по разделу "Социальная политика" составили 12035,2 млн. рублей, или 96,0% к годовым плановым назначениям, по разделу "Образование" – 11943,1 млн. рублей, или 99,7% к годовым плановым назначениям, по разделу "Национальная экономика" – 7123,9 млн. рублей, или 84,6% к годовым плановым назначениям, по разделу "Здравоохранение" – 2931,9 млн. рублей, или 99,5% к годовым плановым назначениям.
Бюджет республики сохранил свою сбалансированность, устойчивость и был направлен на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Главой Чувашской Республики и Кабинетом Министров Чувашской Республики. Особое внимание уделялось реализации "майских" указов Президента Российской Федерации. На их реализацию в 2016 году направлено 5,5 млрд. рублей.
В 2016 году объем освоенных средств Дорожного фонда Чувашской Республики составил 3541,7 млн. рублей.
В полном объеме обеспечено исполнение всех социальных обязательств перед населением, активно реализовывались крупные инвестиционные проекты.
Объем инвестиций в объекты капитального строительства из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2016 году составил 5585,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 2990,1 млн. рублей (53,5% от общего объема), республиканского бюджета Чувашской Республики – 2 595,8 млн. рублей (46,5%).
Участники публичных слушаний отмечают, что основными причинами недоосвоения средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на финансирование объектов республиканской адресной инвестиционной программы, являются: несоблюдение сроков выполнения подрядчиками работ в соответствии с календарным планом, необходимость доработки проектно-сметной документации, экономия средств по итогам конкурсных процедур, а также несвоевременное представление документов подрядными организациями к оплате работ.
Кабинетом Министров Чувашской Республики проводится инвестиционная политика, направленная на обеспечение привлекательности региона, создание благоприятного делового климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в июне 2016 года Чувашия улучшила свои позиции, заняв шестое место, и вошла в десятку региональных лидеров с комфортными условиями для бизнеса, заняв второе место в Приволжском федеральном округе.
В 2016 году открыто 7 новых производственных площадок (ООО "Фуджикура Аутомотив РУС Чебоксары", ООО "Аурат-СВ", ООО НПП "ЭКРА", ООО "Чебоксарский домостроительный комбинат", ООО "Чебоксарская Электротехника и Автоматика", АО "Комбинат автомобильных фургонов", АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева").
Сельскохозяйственными товаропроизводителями Чувашской Республики в 2016 году реализовано более 30 крупных инвестиционных проектов на сумму 3,4 млрд. рублей, создано более 300 рабочих мест.
Исходя из необходимости финансирования инвестиционных проектов и расходов на развитие социальной инфраструктуры, бюджет предполагает осуществление заимствований и проведение ответственной долговой политики.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2017 года составил 14258,7 млн. рублей (55,6% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений), что на 2025,8 млн. рублей ниже планового верхнего предела государственного долга Чувашской Республики (16284,5 млн. рублей).
По размеру государственного долга Чувашская Республика в расчете на 1 жителя входит в тройку лидеров по Приволжскому федеральному округу, имеющих наименьшую долговую нагрузку (1-е место – Республика Башкортостан, 2-е – Пермский край, 3-е место – Чувашская Республика).
В 2016 году в целях замещения рыночных долговых обязательств Чувашской Республики из федерального бюджета привлечено бюджетных кредитов в общей сумме 900,8 млн. рублей под 0,1% годовых со сроком погашения в 2019 году. Доля рыночных заимствований по итогам 2016 года составила 20,6% от собственных доходов.
За счет активного управления долговыми инструментами (своевременное рефинансирование и досрочное погашение или замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными кредитами и др.), проведенной работы по оптимизации структуры государственного долга Чувашской Республики и своевременному исполнению долговых обязательств экономия по расходам на обслуживание государственного долга Чувашской Республики за 2016 год составила 322,3 млн. рублей (от плановых назначений).
В результате расходы на обслуживание государственного долга Чувашской Республики составили 187,7 млн. рублей, или 0,5% расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, за исключением расходов, осуществленных за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета.
Законом Чувашской Республики от 8 декабря 2015 года № 78 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год" резервный фонд Кабинета Министров Чувашской Республики утвержден в объеме 60,0 млн. рублей. В 2016 году ассигнования резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики использованы в сумме 27,7 млн. рублей.
Не оставлены без поддержки и муниципалитеты. Бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов из республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год перечислены межбюджетные трансферты в форме дотаций в объеме 565,9 млн. рублей, субсидий в объеме 4586,8 млн. рублей, субвенций в объеме 8656,8 млн. рублей.
В то же время в 2016 году бюджетные кредиты из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам не предоставлялись.
Вместе с тем в 2016 году осуществлен возврат в республиканский бюджет Чувашской Республики из местных бюджетов бюджетных кредитов, предоставленных им в предыдущие годы, в сумме 66,6 млн. рублей. Остаток невозвращенных кредитов на 1 января 2017 года – 9,2 млн. рублей.
Одной из приоритетных задач государственной политики остается увеличение собственных доходов, в том числе за счет эффективного использования государственного и муниципального имущества. Участники публичных слушаний отмечают необходимость налаживания работы на муниципальном уровне с целью обеспечения увеличения поступления неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований. Первоочередными задачами органов местного самоуправления являются проведение работы по взысканию задолженности как в претензионном, так и в судебном порядке, а также повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Профицит республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 января 2017 года составил 1702,9 млн. рублей при плановом дефиците в объеме 2570,0 млн. рублей.
По итогам обсуждения годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Государственному Совету Чувашской Республики утвердить отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
продолжить проведение взвешенной долговой политики с целью сохранения сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики в долгосрочной перспективе;
принимать действенные меры по обеспечению полного освоения средств, выделенных республиканскому бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики за целевое и эффективное использование указанных средств;
обеспечить повышение эффективности бюджетных инвестиций, в том числе исполнение в полном объеме бюджетных назначений в соответствии с целями инвестирования;
продолжить работу по повышению доходного потенциала и обеспечению роста собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе за счет увеличения объемов производства и реализации продукции местных производителей и оптимизации бюджетных расходов всеми участниками бюджетного процесса;
повысить эффективность мер налогового стимулирования, направленных на создание новых производств и развитие инвестиционной деятельности, осуществлять систематическую оценку соизмеримости выпадающих доходов при предоставлении льгот по налогам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, и экономического (социального) эффекта от их предоставления и принять меры по отмене неэффективных налоговых льгот;
обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и прилагаемых к нему материалов с учетом результатов оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики;
обеспечить сохранение позиций республики по качеству и открытости республиканского бюджета Чувашской Республики.
3. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики:
1) обеспечить:
целевое и в полном объеме использование межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
достижение целевых показателей результативности использования межбюджетных субсидий, установленных соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти на предоставление Чувашской Республике целевых субсидий из федерального бюджета;
экономность, результативность и эффективность использования бюджетных средств;
2) в целях устранения недостатков, выявленных в ходе анализа и оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики (далее – государственные программы), обеспечить:
высокое качество планирования значений целевых индикаторов и показателей государственных программ и подпрограмм государственных программ;
должный контроль за выполнением целевых индикаторов и показателей государственных программ;
полное освоение средств республиканского бюджета Чувашской Республики по основным мероприятиям, предусматривающим строительство объектов капитального строительства;
3) продолжить работу по приведению государственных программ в соответствие с требованиями федеральных органов исполнительной власти для получения субсидий из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации;
4) скоординировать реализацию подпрограмм (основных) мероприятий государственных программ с основными параметрами приоритетных проектов и программ по стратегическим направлениям Российской Федерации и Чувашской Республики.
4. Контрольно-счетной палате Чувашской Республики:
продолжить осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств;
обеспечить единообразный методологический подход к контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов на территории Чувашской Республики.
5. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
продолжить реализацию комплекса мер по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей в местные бюджеты;
принять действенные меры по организации качественного и эффективного исполнения местных бюджетов, снижению размера муниципального долга;
продолжить работу по повышению эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличению поступлений в местные бюджеты от управления и распоряжения муниципальным имуществом;
уделить особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства, реализации инвестиционных проектов, созданию новых рабочих мест;
провести анализ эффективности налоговых льгот, установленных муниципальными нормативными правовыми актами;
осуществлять эффективное управление системой муниципальных финансов, обеспечивающее полноту реализации возложенных полномочий, бесперебойное функционирование жизненно важных отраслей муниципального хозяйства, недопущение кредиторской задолженности по выплате заработной платы и другим расходным обязательствам муниципального образования;
обеспечить:
эффективное и своевременное освоение субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики;
качественное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и их бюджетную эффективность.