Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
публичных слушаний по проекту республиканского бюджета
Чувашской Республики на 2016 год
17 ноября 2015 года г. Чебоксары
Заслушав и обсудив доклады о прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на 2016–2018 годы и по проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Особенность республиканского бюджета Чувашской Республики 2016 года по отношению к предыдущим периодам – отказ от трехлетнего планирования и его формирование на один год вследствие высокой волатильности на мировых сырьевых и финансовых рынках. Проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год" разрабатывался в новых макроэкономических условиях, подготовлен в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, основными направлениями бюджетной политики Чувашской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, определенными Указом Главы Чувашской Республики от 22 июня 2015 года № 89, основными показателями прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2016–2018 годы.
Основной задачей бюджетной политики Чувашской Республики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики при безусловном выполнении всех принятых обязательств республики. С учетом этого проект республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год сформирован традиционно по "консервативному" принципу, рассчитанному исходя из менее благоприятного сценария развития экономики в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса, предполагающему продолжение санкций со стороны США и Европейского союза на протяжении всего прогнозного периода. Максимально учтены предполагаемые риски финансовой нестабильности.
Аналогичный подход предполагается и на федеральном уровне, что значительно снизит риски несбалансированности бюджетов и повысит точность бюджетного планирования.
По оценке Минэкономразвития Чувашии, в 2016 году в Чувашской Республике динамика валового регионального продукта составит 101,2% к предыдущему году, индекс промышленного производства – 102,1%, темпы роста сельскохозяйственного производства – 102,5%. Прогнозируемый рост фонда заработной платы на предстоящий год на уровне 108,2%, рост индекса потребительских цен (в среднем за год) – 107,9%. Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составит 58,4 млрд. рублей. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте составит 21,9%.
Общий объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики предлагается к утверждению в сумме 32103818,1 тыс. рублей, или 89,3% к оцениваемому уровню 2015 года, в том числе объем безвозмездных поступлений – в сумме 9811100,3 тыс. рублей.
Прогноз поступления доходов сформирован также с учетом изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в силу с 1 января 2016 года.
Собственные доходы республиканского бюджета Чувашской Республики прогнозируются в сумме 22292717,8 тыс. рублей (рост к предыдущему году на 5,1%), или 69,4% в общем объеме доходов.
Налоговые доходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год прогнозируются в объеме 21441710,1 тыс. рублей. В их структуре основную долю составляют налог на доходы физических лиц (36,9%), налог на прибыль организаций (22,6%), акцизы по подакцизным товарам (продукции) (17,2%), налоги на имущество (15,3%).
Неналоговые доходы республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрены в объеме 851007,7 тыс. рублей. Поступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, прогнозируется в сумме 197692,2 тыс. рублей; от продажи материальных и нематериальных активов – 92066,1 тыс. рублей; платежей при пользовании природными ресурсами – 29461,7 тыс. рублей; от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 19492,8 тыс. рублей. Поступление административных платежей и сборов, штрафных санкций и сумм от возмещения ущерба, а также прочих неналоговых доходов прогнозируется в республиканский бюджет Чувашской Республики в сумме 512294,9 тыс. рублей.
В 2016 году общий объем расходов республиканского бюджета Чувашской Республики предлагается к утверждению в сумме 34327120,5 тыс. рублей, или 86,4% к оцениваемому уровню предыдущего года.
В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на формировании "бюджета развития", целью которого является развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественной медицинской помощи, качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом), в объеме 22567477,4 тыс. рублей.
Определение объемов и структуры расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год обусловлено в том числе и необходимостью финансирования в полном объеме расходов, направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и сохранением безопасного уровня государственного долга Чувашской Республики и расходов на его обслуживание.
По-прежнему наибольшая доля расходов в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год предусматривается по разделу "Образование". Их доля составляет 30,5%, или 10471872,2 тыс. рублей. По разделу "Здравоохранение" предусмотрено 6299045,5 тыс. рублей (18,3% от общего объема расходов).
На развитие физической культуры и спорта в 2016 году предусмотрено направить 467182,3 тыс. рублей, из них на строительство спортивных объектов – 326336,7 тыс. рублей.
На реализацию социальной политики в 2016 году планируется направить 7383032,9 тыс. рублей (21,5% от общего объема расходов), из них непосредственно на предоставление мер социальной поддержки граждан, охрану семьи и детства – 6558622,9 тыс. рублей (19,1% от общего объема расходов бюджета).
Участники публичных слушаний отмечают, что в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан необходимо расширить применение принципа адресности и нуждаемости.
Проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год" сформирован в "программном" формате на основе 15 государственных программ Чувашской Республики (паспортов государственных программ Чувашской Республики), охватывающих все основные сферы (направления) деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики. Доля "программных" расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в 2016 году планируется на уровне 98,7% от общего объема расходов.
Прогнозируемый дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики предлагается утвердить в размере 2223302,4 тыс. рублей, что ниже уровня 2015 года на 1,5 млрд. рублей, или на 40,8%.
Отношение объема государственного внутреннего долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений прогнозируется на 1 января 2017 года в размере 77,5%. Несмотря на это, долговая нагрузка на республиканский бюджет Чувашской Республики будет оставаться на безопасном уровне.
Учитывая вышеизложенное, участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год, р е к о м е н д у ю т:
1. Комитету Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам:
– обобщить замечания и предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, и направить их в комитеты Государственного Совета Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики для учета при подготовке проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год" ко второму чтению;
– учесть рекомендации публичных слушаний при рассмотрении проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год";
– внести на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год".
2. Государственному Совету Чувашской Республики принять Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год" в установленном законодательством порядке.
3. Кабинету Министров Чувашской Республики:
– рассмотреть замечания и предложения,поступившие в ходе публичных слушаний, и внести в Государственный Совет Чувашской Республики предложения по их реализации;
– продолжить работу с федеральными министерствами и ведомствами по привлечению в Чувашскую Республику дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;
– обеспечить безусловное финансирование статей расходов республиканского бюджета Чувашской Республики и усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
– расширять применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
– обеспечить проведение налоговой политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики Чувашской Республики, рост ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках высокотехнологичной продукции;
– совершенствовать систему мер социальной поддержки населения республики, в том числе путем усиления ее адресности и нуждаемости;
– поддерживать умеренную долговую нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики;
– продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на наращивание налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет привлечения инвестиций, формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения, стимулирования органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности;
– усилить ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований за неэффективную бюджетную политику, приводящую к нарушению бюджетных обязательств, образованию кредиторской задолженности.
4. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики принять меры по обеспечению своевременного и полного освоения бюджетных средств, повышению эффективности и результативности их использования.
5. Органам местного самоуправления:
– активизировать работу по повышению доходного потенциала и эффективности расходов местных бюджетов;
–проводить взвешенную долговую политику и не допускать роста расходов по обслуживанию муниципального долга;
–обеспечить качественное составление местных бюджетов на 2016 год.