Рекомендации
межрегионального семинара-совещания "Об актуальных проблемах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Перспективы законодательного совершенствования"
2 июля 2015 года г. Чебоксары
В настоящее время проблема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является наиболее актуальной в сфере содержания жилищного фонда. Создание долгосрочной системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов путем формирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов и активного вовлечения в этот процесс органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, кредитных организаций, а также граждан – собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с разделом IXЖилищного кодекса Российской Федерации. Его реализация идет сложно и вызывает много споров. Вопросы совершенствования законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах неоднократно обсуждались на межрегиональных семинарах-совещаниях. Ряд предложений, выработанных по их итогам, нашли свое отражение в Федеральном законе от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, урегулированы вопросы обеспечения прозрачности деятельности регионального оператора, процедуры внесения изменений в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, защиты средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, определены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и порядка закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора и др.
Вместе с тем участники межрегионального семинара-совещания, рассмотрев актуальные проблемы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, р е к о м е н д у ю т:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить принятие проектов федеральных законов № 616405-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и № 616373-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающих закрепление права регионального оператора на получение сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
законодательно урегулировать:
механизм, направленный на минимизацию риска утраты денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, предназначенных для финансирования капитального ремонта общего имущества в таких домах и подлежащих накоплению на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее – специальный счет), в том числе рассмотреть возможность распространения системы страхования вкладов физических лиц на средства, находящиеся на специальном счете, счете регионального оператора;
порядок принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
в целях обеспечения максимальной прозрачности деятельности региональных операторов введение стандарта раскрытия ими информации по аналогии со стандартами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
определить понятие "многоквартирный дом" в Жилищном кодексе Российской Федерации;
устранить несогласованность положений статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации первого жилого помещения, сохраняется до исполнения им данного обязательства, и положений статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что собственник помещения в многоквартирном доме несет расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
2. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос об установлении единых требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
ускорить принятие порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также порядка закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора;
определить общие критерии очередности и сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые устанавливаются в региональных программах капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
определить источник финансирования расходов, связанных с открытием и ведением специальных счетов;
при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период предусматривать средства на софинансирование региональных программ капитального ремонта, в том числе рассмотреть возможность увеличения предоставляемого размера государственной поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также пересмотреть условия ее предоставления, снизив требования к необходимому софинансированию со стороны региональных и местных бюджетов;
при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период предусматривать средства на софинансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
3. Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства,ускорить принятие:
нормативного правового акта, определяющего форму и сроки размещения отчета регионального оператора, содержащего сведения о системе учета фондов капитального ремонта;
методических рекомендаций по порядку принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта;
методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработке рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления, установлению обязательных квалификационных требований к руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округаразработать комплекс мер, направленных на:
информирование собственников помещений в многоквартирных домах о положениях законодательства Российской Федерации по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
оказание методологического содействия собственникам помещений в многоквартирных домах в проведении общих собраний по вопросу формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
5. Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа предусмотреть рассмотрение на одном из заседаний вопроса о перспективах законодательного совершенствования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.