РЕКОМЕНДАЦИИ
публичных слушаний по проекту республиканского бюджета
Чувашской Республики на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов
11 ноября 2014 года г. Чебоксары
Заслушав и обсудив доклады о прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на 2015–2017 годы и по проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" разрабатывался в новых макроэкономических условиях, подготовлен в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основными направлениями бюджетной политики Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, определенными Указом Главы Чувашской Республики от 11 июня 2014 года № 84, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
Формирование параметров республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов осуществлялось в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающими совершенствование системы разграничения полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.
Доходная часть республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год планируется в размере 33,4 млрд. рублей, или 91,2% к уровню 2014 года (с изменениями), на 2016 год – 35,3 млрд. рублей, на 2017 год – 36,9 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год предлагаются к утверждению в сумме 36,8 млрд. рублей, или 90,2% к уровню 2014 года (с изменениями), на 2016 год – 37,7 млрд. рублей, на 2017 год – 39,5 млрд. рублей.
Планируется, что в предстоящем году дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики составит 3,4 млрд. рублей, или 14,9% от собственных доходов республики, в 2016 году – 2,4 млрд. рублей, в 2017 году – 2,6 млрд. рублей.
Трехлетний бюджет сформирован исходя из менее благоприятного сценария развития экономики Чувашской Республики и предусматривает:
– рост валового регионального продукта (далее – ВРП) на 2,2% в 2015 году, на 2,6% и 2,8% – в плановом периоде;
– рост индекса промышленного производства на 3,1% в 2015 году, на 3,7% и 5,0% – в плановом периоде;
– рост фонда заработной платы на 8,4% в 2015 году, 8,9% и 9,3% – в плановом периоде;
– рост индекса потребительских цен на 7,2% в 2015 году, 6,5% и 5,2% – в плановом периоде.
В 2015 году планируется рост собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики к предыдущему году на 6,3%, в 2016 году – на 6,5%, в 2017 году – на 7,1%.
Прогноз поступления доходов сформирован также с учетом изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
Налоговая политика Чувашской Республики на среднесрочную перспективу ориентирована в части налоговых правоотношений на повышение доходного потенциала и обеспечение роста собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе за счет планомерной работы по обеспечению введения налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на основе их кадастровой стоимости, расширения налогооблагаемой базы по имущественным налогам.
При этом сохранится стимулирующая роль налоговой системы в развитии экономики, прежде всего в производственной, социальной и научной сферах, создании инновационных производств и технологий.
Участники публичных слушаний отмечают существование рисков в достижении прогнозируемых объемов и темпов роста ВРП, связанных с замедлением темпов роста российской экономики и неопределенностью развития мировой экономики, а также с недостаточным уровнем инвестиций, низкой конкурентоспособностью местной продукции. Это повышает актуальность обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, реализации активной государственной политики, направленной на создание дополнительных стимулов для развития конкурентоспособного производства в Чувашской Республике с целью сокращения зависимости от импорта, улучшение инвестиционного климата, активное привлечение средств частных инвесторов, механизмов частно-государственного партнерства для решения приоритетных государственных задач и повышения эффективности государственных инвестиций.
В среднесрочном периоде прогнозируется снижение инфляции с 6,0% (к декабрю прошлого года) в 2015 году до 5,3% в 2017 году.
Участники публичных слушаний констатируют сохраняющуюся высокую зависимость уровня сбалансированности республиканского бюджета Чувашской Республики от межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета предусмотрен в 2015 году в сумме 9,9 млрд. рублей, в 2016 году – 10,4 млрд. рублей, в 2017 году – 10,6 млрд. рублей.
В сложившихся условиях необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Чувашской Республики предъявляет дополнительные требования к эффективному расходованию бюджетных средств.
Стратегическим направлением повышения эффективности бюджетных расходов является расширение сферы применения и повышения качества программно-целевых методов управления с увязкой бюджетных расходов с достижением конкретных целей и результатов государственной политики.
Доля "программных расходов" республиканского бюджета Чувашской Республики в 2015 году планируется на уровне 98,8% от общего объема расходов.
По-прежнему сохраняется социальная направленность республиканского бюджета Чувашской Республики. На образование в 2015 году предусмотрено 11,1 млрд. рублей, на здравоохранение – 6,8 млрд. рублей, на социальную политику – 7,5 млрд. рублей, что составляет 69,2% в общем объеме расходов (в 2016 году – 67,6%, в 2017 году – 67,2%).
Определение объемов и структуры расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015–2017 годы обусловлено в том числе и необходимостью финансирования в полном объеме расходов, направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и сохранением безопасного уровня государственного долга Чувашской Республики и расходов на его обслуживание.
В среднесрочной перспективе планируется увеличение государственного долга Чувашской Республики с 5,5% ВРП в 2015 году до 5,9% ВРП к концу 2017 года. Отношение объема государственного внутреннего долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений прогнозируется на 1 января 2016 года в размере 68,4%, на 1 января 2017 года – 73,6%, на 1 января 2018 года – 78,2%. Несмотря на это, долговая нагрузка на республиканский бюджет Чувашской Республики будет оставаться на безопасном уровне. Расходы на обслуживание государственного долга Чувашской Республики не увеличиваются в 2017 году по сравнению с 2015 годом.
Учитывая вышеизложенное, участники публичных слушаний, под-держивая в целом концепцию проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, р е к о м е н д у ю т:
- Комитету Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам:
– обобщить замечания и предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, и направить их в комитеты Государственного Совета Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики для учета при подготовке проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" ко второму чтению;
– учесть рекомендации публичных слушаний при рассмотрении проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
– внести на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
2. Государственному Совету Чувашской Республики принять Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в установленном законодательством порядке.
3. Кабинету Министров Чувашской Республики:
– рассмотреть замечания и предложения,поступившие в ходе публичных слушаний, и внести в Государственный Совет Чувашской Республики предложения по их реализации;
– привести государственные программы Чувашской Республики в соответствие с законом о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в части уточнения объемов их финансирования в установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации сроки;
– доработать методику оценки эффективности государственных программ и разработать порядок обязательной корректировки государственных программ Чувашской Республики, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года;
– провести корректировку государственных программ Чувашской Республики, ориентированных на развитие наиболее значимых с точки зрения импортозамещения отраслей;
– обеспечить контроль за использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых на финансирование государственных программ, в части полноты, своевременности и ритмичности их доведения головными исполнителями до исполнителей мероприятий государственных программ Чувашской Республики;
– обеспечить безусловное финансирование статей расходов республиканского бюджета Чувашской Республики и усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
– расширять применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
– совершенствовать систему мер социальной поддержки населения республики, в том числе путем усиления ее адресности;
– поддерживать умеренную долговую нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики;
– продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на:
развитие доходного потенциала, эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг;
наращивание налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет привлечения инвестиций, формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения.
4. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики принять меры:
– по обеспечению своевременного и полного освоения бюджетных средств, повышению эффективности и результативности их использования;
– по своевременному утверждению и корректировке проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, осуществлению контроля за выполнением подрядными организациями договорных обязательств, а также по улучшению качества планирования и реализации программных мероприятий в целях равномерного, результативного и эффективного использования бюджетных средств в течение года.
5. Органам местного самоуправления:
– активизировать работу по повышению доходного потенциала и эффективности расходов местных бюджетов;
–проводить взвешенную долговую политику и не допускать роста расходов по обслуживанию муниципального долга;
– не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
–обеспечить качественное составление местных бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.