Рекомендации
участников "круглого стола" на тему "Совершенствование
законодательства Чувашской Республики о местном самоуправлении"
4 сентября 2014 года г. Чебоксары
Участники "круглого стола", заслушав и обсудив вопросы, связанные с реформированием местного самоуправления, отмечают следующее.
2014 год стал очередным этапом реформирования местного самоуправления.
Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) затронул территориальные основы местного самоуправления, принципы формирования органов местного самоуправления, компетенцию муниципальных районов и сельских поселений по решению вопросов местного значения, расширил полномочия субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований.
В частности, расширен перечень возможных форм организации местного самоуправления в Российской Федерации. Предусмотрена возможность создания новых видов муниципальных образований. Ими станут городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские районы, которые будут формироваться внутри данных городских округов. Такие муниципальные образования будут создаваться на основе законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом установлен раздельный перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений. При этом в связи со спецификой и особенностями обеспечения жизнедеятельности населения на сельских территориях в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения сельских поселений по отношению к перечню вопросов местного значения городских поселений с 39 сокращен до 13. Иные вопросы местного значения, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для городских поселений и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений будут осуществляться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
При этом с учетом уровня социально-экономического развития сельских поселений субъектам Российской Федерации предоставлена возможность закреплять за сельскими поселениями также другие вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений.
Также расширена компетенция субъектов Российской Федерации в части определения порядка формирования органов местного самоуправления муниципальных образований.
Субъектам Российской Федерации предоставляется возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Такое перераспределение допускается на период не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа региона. При этом не допускается относить к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, отнесенных нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований.
С учетом изменений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участники "круглого стола" отмечают необходимость:
проведения анализа экономической и управленческой целесообразности закрепления за органами местного самоуправления сельских поселений вопросов из числа вопросов местного значения городских поселений;
совершенствования и выработки оптимальной модели порядка формирования органов местного самоуправления с учетом практики применения Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления
в Чувашской Республике" и опыта других субъектов Российской Федерации.
По итогам обсуждения участники "круглого стола" р е к о м е н д у ю т:
1. Государственному Совету Чувашской Республики привести Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" в соответствие с требованиями Федерального закона
в установленный законом срок.
2. Комитету Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике осуществлять мониторинг правоприменения порядка формирования органов местного самоуправления в Чувашской Республике с учетом изменений, вносимых в Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", и при необходимости инициировать внесение в него соответствующих изменений.
3. Кабинету Министров Чувашской Республики:
– при формировании проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый пе-риод 2016 и 2017 годов учесть изменения, вносимые в Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", в целях финансового обеспечения реализации возложенных на муниципальные образования полномочий;
– осуществлять мониторинг эффективности реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений полномочий с учетом изменений, вносимых в Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", и при необходимости представить предложения о внесении в него соответствующих изменений.
4. Министерству юстиции Чувашской Республики оказывать органам местного самоуправления в Чувашской Республике соответствующую методическую помощь.
5. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике
в трехмесячный срокпосле вступления в силузакона Чувашской Республики о внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" привести уставы муниципальных образований в соответствие с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вышеназванного закона Чувашской Республики.