Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему "О реализации Закона
Чувашской Республики "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике"
4 июня 2014 года г. Чебоксары
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения историко-культурного наследия Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 375 2014 год объявлен Годом культуры. Участники парламентских слушаний, придавая исключительно важное значение работе по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), направленной на сохранение и восстановление объектов культурного наследия, всесторонне рассмотрев проблемы сохранения, изучения и популяризации объектов культурного наследия, отмечают высокую актуальность темы обсуждения и необходимость принятия дальнейших мер по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Чувашская Республика обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. На ее территории на государственной охране находится 702 объекта культурного наследия, из которых 221 – федерального значения, 440 – регионального (республиканского) значения, 41 – вновь выявленные объекты культурного наследия.
Из общего количества объектов в федеральной собственности находится 56 объектов культурного наследия, в собственности Чувашской Республики – 36, в муниципальной собственности – 80, в собственности физических и юридических лиц – 217, не имеют государственную регистрацию – 108 (в том числе 22 утраченных), по 205 объектам археологического наследия не разграничена собственность на федеральную собственность и собственность Чувашской Республики.
Памятники истории, археологии, архитектуры, монументального искусства, находящиеся на территории Чувашской Республики, являются историко-культурными ресурсами нашего региона и, как любые ресурсы, нуждаются в сохранении, эффективном и бережном использовании. Комплексное сохранение объектов культурного наследия – это одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время создана необходимая нормативная правовая база в сфере охраны объектов культурного наследия. Приняты Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Чувашской Республики "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике" и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.
Вместе с тем участники парламентских слушаний отмечают необходимость совершенствования законодательства в этой сфере, а именно:
не реализуются положения Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части компенсации произведенных затрат физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия. В связи с несогласованностью норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об объектах культурного наследия) народов Российской Федерации", касающихся определения субъекта, который обязан нести бремя содержания объекта культурного наследия и обеспечения его сохранности, действие данной нормы вышеуказанного Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 года;
отсутствуют критерии отбора объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
не разработаны нормативные правовые акты по установлению границ территорий объектов культурного наследия, принципов содержания объектов культурного наследия;
часть 3 статьи 49 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющая, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности, не позволяет установить уровень этой собственности – федеральный или региональный.
Государственный контроль в области сохранения, использования объектов культурного наследия на территории Чувашской Республики осуществляет Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики.В 2013 году Министерством проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе 25 плановых проверок (из них совместно с прокуратурой Чувашской Республики – 15), внеплановых проверок – 8. По результатам проверок собственникам (пользователям) объектов культурного наследия вынесены предписания об устранении выявленных нарушений. Административные меры воздействия к виновным лицам не применялись.
С целью получения объективной информации о количестве, состоянии, характере использования, собственниках, арендаторах и пользователях объектов культурного наследия в период с 2011 по 2014 год из 661 объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), находящегося на государственной охране Чувашской Республики, проведен мониторинг 105 объектов культурного наследия. Вместе с тем, исходя из требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр. Ввиду изложенного необходимо активизировать работу по проведению мониторинга объектов культурного наследия.
Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики проведена работа по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. В результате сформирован список выявленных объектов культурного наследия, состоящий из 41 объекта. В 2013 году по 10 объектам получена историко-культурная экспертиза, архитектурная ценность которых подтвердилась. В 2014 году продолжена работа по включению их в реестр.
Ведется работа по привлечению федеральных средств на ремонтно-реставрационные работы объектов культурного наследия. В 2012 году выделено и освоено 7,8 млн. рублей, 2013 году – 27,8 млн. рублей, в 2014 году выделено 55,4 млн. рублей. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики проводятся проектные, первоочередные противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы. На эти цели ежегодно выделяется 5 млн. рублей. Вместе с тем участники парламентских слушаний отмечают недостаточность средств, выделяемых для обеспечения надлежащего исполнения полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.
С учетом вышеизложенного участники публичных слушаний р е к о м е н д у ю т:
1. Государственному Совету Чувашской Республики:
обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить принятие проекта федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 марта 2010 года);
обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить разработку порядка выплаты компенсации физическим или юридическим лицам, являющимся собственниками объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующимся ими на основании договора безвозмездного пользования и производящим за счет собственных средств работы по их сохранению.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
продолжить работу по разработке механизмов государственно-частного партнерства в сфере сохранения объектов культурного наследия;
предусматривать при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год и плановый период в необходимых объемах бюджетные ассигнования для обеспечения исполнения государственных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
3. Министерству культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики:
ускорить работу по включению объектов культурного наследия в реестр;
усилить государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе за соблюдением собственниками и пользователями объектов культурного наследия условий охранных обязательств по сохранению объектов культурного наследия;
активизировать работу по проведению мониторинга данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, в целях своевременного изменения информации об объектах культурного наследия;
продолжить работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр.
4. Правоохранительным органам в Чувашской Республике усилить меры, направленные на своевременное выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере охраны объектов культурного наследия на территории Чувашской Республики.
5. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:
предусмотреть в необходимых объемах средства в местных бюджетах на финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного значения, находящихся в муниципальной собственности;
рассмотреть возможность:
1) предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, признаваемых объектами культурного наследия регионального (республиканского) значения, и земельному налогу в отношении земельных участков, в пределах которых находятся объекты культурного наследия регионального (республиканского) значения;
2) предоставления мер поддержки юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в муниципальной собственности объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению, предусмотренные статьями 40–45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
создавать условия для сохранения историко-культурного потенциала при экономическом развитии территории и вовлечения объектов культурного наследия в сферу культурного туризма и другие направления экономической деятельности.
6. Общественным организациям проявлять активность в деле сохранения объектов культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.