Рекомендации
публичных слушаний по годовому отчету
об исполнении республиканского бюджета
Чувашской Республики за 2012 год
16 мая 2013 года г. Чебоксары
Публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год проведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Участники публичных слушаний, заслушав и обсудив доклады и выступления по проекту закона Чувашской Республики "Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год", отмечают следующее.
Исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики в 2012 году осуществлялось в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Чувашской Республики в 2012–2014 годах, определенными Указом Президента Чувашской Республики от 13 июля 2011 года № 64.
В 2012 году в Чувашской Республике выше, чем в среднем по Российской Федерации, обеспечен рост промышленного (107,2 процента, по России – 102,6 процента) и сельскохозяйственного (104,1 процента, по России – 95,3 процента) производства, оборота розничной торговли (108,7 процента, по России – 105,9 процента), среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (115,7 процента, по России – 113,3 процента), реальной заработной платы (111,1 процента, по России – 107,8 процента), реальных располагаемых денежных доходов населения (106,1 процента, по России – 104,2 процента).
Положительная динамика макроэкономических показателей развития экономики способствовала в том числе пополнению доходов республиканского бюджета Чувашской Республики. Собственные доходы республиканского бюджета Чувашской Республики составили 18668977,4 тыс. рублей или 100,9 процента к годовым плановым назначениям. Относительно итогов 2011 года рост собственных доходов составил 14,9 процента (2418572,6 тыс. рублей).
В структуре собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики доля налоговых доходов составила 95,6 процента (17840967,7 тыс. рублей), неналоговых доходов – 4,4 процента (828009,7 тыс. рублей).
Фактическое поступление налога на доходы физических лиц составило 5605303,1 тыс. рублей. Доля данного налога в налоговых доходах республиканского бюджета Чувашской Республики составила 31,4 процента (в 2011 году – 29,6 процента). В сравнении с 2011 годом в отчетном году поступило налога на доходы физических лиц больше на 20 процентов или на 956047,8 тыс. рублей.
Объем поступлений в республиканский бюджет налога на прибыль организаций составил 5257702,0 тыс. рублей, что больше утвержденных бюджетных назначений на 1,7 процента или на 88196,6 тыс. рублей.
В 2012 году относительно уровня 2011 года указанный налог поступил больше на 5 процентов или на 252506,9 тыс. рублей.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, составило 3275254,7 тыс. рублей, что больше утвержденных бюджетных назначений на 3,1 процента или на 99479,7 тыс. рублей. В 2012 году к уровню 2011 года акцизов в республиканский бюджет поступило больше на 19 процентов или на 522821,5 тыс. рублей. Доля акцизов в налоговых доходах республиканского бюджета составила 18,4 процента (в 2011 году – 17,5 процента).
Неналоговых доходов в 2012 году относительно уровня 2011 года поступило больше на 48,6 процента или на 270818,2 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в неналоговых доходах республиканского бюджета Чувашской Республики занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и составляют 43,6 процента (361280,2 тыс. рублей).
Безвозмездные поступления по отчету об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год составили 14590394,4 тыс. рублей, что в структуре доходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 43,9 процента. В составе безвозмездных поступлений доля дотаций составляет 38,3 процента (5655563,2 тыс. рублей), доля субсидий – 28,9 процента (4266433,6 тыс. рублей), доля субвенций – 18,3 процента (2698090,4 тыс. рублей).
В течение отчетного периода в Закон Чувашской Республики от 5 декабря 2011 года № 86 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" три раза вносились изменения, направленные на обеспечение социальных гарантий населения и своевременное финансирование первоочередных расходных обязательств.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2012 год исполнен по доходам в объеме 33259371,8 тыс. рублей, или на 100,4 процента к годовым плановым назначениям, по расходам – в сумме 35216958,2 тыс. рублей, или на 94,4 процента к годовым плановым назначениям.
Дефицит бюджета составил 1957586,4 тыс. рублей (46,7 процента к годовым плановым назначениям).
Республиканский бюджет Чувашской Республики 2012 года, так же как и предшествующего года, имеет социальную направленность. Основную долю в общей сумме его расходов составили расходы на образование – 22,5 процента (7917392,0 тыс. рублей), на здравоохранение – 22,0 процента (7759446,9 тыс. рублей), на социальную политику – 20,0 процента (7043074,8 тыс. рублей), на национальную экономику – 16,7 процента (5871479,5 тыс. рублей), на жилищно-коммунальное хозяйство – 6,6 процента (2323223,7 тыс. рублей).
В целом плановые назначения республиканского бюджета Чувашской Республики против первоначально утвержденных назначений увеличены по доходам на 5944943,3 тыс. рублей или на 22,4 процента, в том числе по собственным доходам – на 1846573,8 тыс. рублей или на 11,1 процента соответственно, по расходам – на 9101059,1 тыс. рублей или на 33,0 процента, дефицит – на 3156115,8 тыс. рублей.
Республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен за 2012 год к уровню 2011 года с ростом по доходам на 7,7 процента, по расходам – на 15,8 процента.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках государственных программ Чувашской Республики, республиканских целевых программ Чувашской Республики и федеральных целевых программ составили в 2012 году 34584,4 млн. рублей, что составляет 98,2 процента от общего объема расходов республиканского бюджета Чувашской Республики.
Объем государственных долговых обязательств Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2013 года составил 10208615,4 тыс. рублей (при утвержденном предельном размере 10827449,1 тыс. рублей). По сравнению с началом 2012 года государственный долг Чувашской Республики увеличился на 1157356,7 тыс. рублей, или на 12,8 процента.
В общем объеме государственного долга Чувашской Республики долговые обязательства по государственным ценным бумагам составили 29,4 процента, по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, – 33,3 процента, по бюджетным кредитам – 23,7 процента, по государственным гарантиям Чувашской Республики – 13,6 процента.
По итогам обсуждения годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год участники публичных слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Государственному Совету Чувашской Республики:
– утвердить отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год.
2. Контрольно-счетной палате Чувашской Республики:
– осуществлять последующий контроль за целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
3. Кабинету Министров Чувашской Республики:
– продолжить работу по повышению инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, по поиску дополнительных источников доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе за счет увеличения объемов производства и реализации продукции местных производителей, по оптимизации бюджетных расходов всеми участниками бюджетного процесса;
– рассмотреть при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов замечания и предложения, поступившие в ходе публичных слушаний;
– принимать действенные меры по обеспечению полного освоения средств, выделенных республиканскому бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики за целевое и эффективное использование указанных средств.
4. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики:
– исполнение расходных обязательств осуществлять в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
– усилить контроль за повышением экономности, результативности и эффективности использования бюджетных средств.
5. Органам местного самоуправления:
– принять меры, способствующие расширению и укреплению доходной части местных бюджетов, а также повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов.