В Н И М А Н И Е !

Это старый сайт Государственного Совета Чувашской Республики!

Переходите на новый сайт http://www.gs.cap.ru

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

проект Рекомендаций

Проект

 

Рекомендации

"круглого стола" на тему "Резервы эффективного

 использования бюджетных средств"

 

 

21 сентября 2018 года                                                   г. Чебоксары

 

Участники "круглого стола",заслушав выступления и обсудив вопросы, связанные с резервами эффективного использования бюджетных средств, отмечают следующее.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил пути изыскания значительных дополнительных финансовых ресурсов, чтобы обес­печить прорывное развитие страны, вывести на новый уровень образование и здравоохранение, качество городской среды и инфраструктуры, в том числе за счет повышения эффективности государственных расходов.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определен в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена также статьей 162 Кодекса.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 июня 2006 года № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств в случае, если поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств, или в случае, если, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы дос­тигнуть лучшего результата.

Следуя букве закона, участники бюджетного процесса уже при составлении бюджетов должны закладывать такие объемы бюджетных средств, исходя из которых они будут достигать лучших результатов и (или) экономить средства.

Правительством Российской Федерации наряду с задачей повышения эффективности расходов ставятся задачи роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов региональных и местных бюджетов, так как эти воп­росы взаимоувязаны.

В условиях действующего налогового законодательства налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части консолидированного бюджета Чувашской Республики. Поступление данного налога на 1 сентября 2018 года составило 7995,9 млн. рублей, или 33% в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. В ходе исполнения бюджета текущего года допущено снижение поступлений данного налога по отдельным сегментам экономики, таким как обрабатывающее производство и торговля.

Актуальной темой остается занятость трудоспособного населения в "серой" зоне (порядка 24%). По предварительным расчетам (при заработной плате на уровне МРОТ), потери консолидированного бюджета Чувашской Республики составляют 2,9 млрд. рублей в год. Кроме того, бюджет несет дополнительные расходы на страхование неработающего населения.

Эффективную работу по выявлению неформальной занятости необходимо усилить в интересах самих граждан, так как они лишаются социальной защиты. По данным Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии, в 2017 го­ду в нашем регионе 211 гражданам отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа и (или) пенсионных баллов.

Одним из резервов увеличения поступления доходов бюджета и повышения эффективности расходов является эффективное использование имущества и земельных участков.

В целях повышения неналоговых доходов бюджетов, сокращения неэффективных расходов на содержание невостребованного имущества необходимо провести полную инвентаризацию всех договоров аренды имущества и земельных участков, поставить на учет неучтенное ранее имущество, включая договоры по неразграниченным земельным участкам, и начислить доходы от предоставления имущества в аренду на весь срок действия договоров аренды.

Также необходимо усилить работу по сокращению расходов на незавершенное строительство. По данным отчетности на 1 января 2018 года, из общего объема незавершенного строительства по муниципальным образованиям 20,3% приходится на объекты, введенные в эксплуатацию, но не зарегистрированные в установленном порядке.

Необходимо принять меры по повышению эффективности расходов в сфере образования и культурно-досугового обслуживания населения.

По итогам 2017 года расходы местных бюджетов на выполнение муниципального задания в расчете на одного воспитанника в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отличаются в 1,7 раза по муниципальным районам, в 1,2 раза – по городским округам, в муниципальных организациях общего образования – в 1,6 раза и на 10% соответственно.

Среднее число получателей услуг в сфере культуры, по данным за 2017 год, на одного штатного работника учреждения культуры по муниципальным районам отличается в 3,4 раза, по городским округам – в 3,7 раза. Расходы на содержание помещений муниципальных учреждений культуры на 1 кв. м занимаемой площади отличаются в 2,9 раза.

В соответствии с возложенными полномочиями Контрольно-счетная палата Чувашской Республики осуществляет аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.

За 8 месяцев 2018 года Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверены бюджетные средства в сумме 47,3 млрд. рублей. Сумма выявленных финансовых нарушений составила 345,1 млн. рублей. Кроме того, неэффективное использование денежных средств, материальных ресурсов и имущества составило 147,9 млн. рублей.

По итогам проверок Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики отмечается, что наиболее высоки риски неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств при:

обеспечении жильем (выплате субсидий) социальных групп населения по различным программам;

проведении закупочных процедур с нарушением Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ);

проведении ремонтных работ.

С целью снижения рисков неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств при осуществлении государственных (муниципальных) закупок участники "круглого стола" отмечают необходимость строгого соблюдения установленных законодательством о контрактной системе процедур в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок, Закон № 44-ФЗ прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы.

Эффективность государственных (муниципальных) закупок необходимо повысить и за счет расширения применения механизма совместных закупок. Применение данного механизма обеспечивает существенную экономию времени при организации закупок и снижение закупочной стоимости.

По итогам I полугодия 2018 года объем закупок Чувашской Республики, осуществленных конкурентными процедурами закупок и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), составил 11,0 млрд. рублей (за аналогичный период 2017 года – 11,2 млрд. рублей), в том числе объем госу­дарственных закупок – 5,4 млрд. рублей (за аналогичный период 2017 года – 4,9 млрд. рублей), муниципальных – 5,6 млрд. рублей (за аналогичный период 2017 года – 6,3 млрд. рублей).

Бюджетная эффективность от закупок составила 9,6%, или 861,3 млн. рублей, в том числе от размещения государственного заказа Чувашской Республики – 10,3%, или 513,0 млн. рублей, муниципального заказа – 8,7%, или 348,3 млн. рублей.

При этом главными распорядителями бюджетных средств не реализовываются в полной мере бюджетные полномочия, определенные статьей 158 Кодекса, в части своевременного изменения лимитов бюджетных обязательств в случаях экономии по итогам конкурсных процедур (например, в I квартале). В отдельных случаях недостаточно активно ведется претензионная работа с недобросовестными подрядчиками по отдельным контрактам.

С учетом изложенного, отмечая важность обеспечения максимальной эффективности бюджетных расходов, достижения лучших результатов в рамках имеющихся финансовых возможностей, участники "круглого стола" р е к о м е н д у ю т:

 

1. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Чувашской Республики:

проводить совместные конкурсы (аукционы) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики;

усилить контроль за выполнением условий соглашений, заключенных между главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными образованиями;

предусмотреть в соглашениях, заключаемых между главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными образованиями, механизм использования (перераспределения) образовавшейся экономии по результатам проведенных муниципальными образованиями закупочных процедур.

 

2. Контрольно-счетной палате Чувашской Республики продолжить осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств.

 

3. Органам местного самоуправления в Чувашской Республике:

усилить работу по выявлению неформальной занятости;

обеспечить контроль за уплатой налогов организациями, являющимися получателями бюджетных средств в рамках муниципальных контрактов;

усилить работу по выявлению заброшенных, неиспользуемых объектов недвижимого имущества и земельных участков и постановке их на учет;

обеспечить к 1 января 2019 года сокращение расходов на незавершенное строительство;

увеличить долю совместных закупок в общем объеме муниципальных закупок, в полной мере использовать возможность снижения цены контракта (без изменения количества товара, объема работ или услуг), предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ;

принять меры по повышению эффективности расходов в сфере образования путем оптимизации расходов на одного получателя услуг;

провести инвентаризацию расходов на содержание муниципального имущества, используемого для оказания услуг в социально-культурной сфере, в целях сокращения расходов на оплату коммунальных услуг и уплату налогов;

обеспечить целевое использование межбюджетных трансфертов, полученных из республиканского бюджета Чувашской Республики, соблюдать принцип эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях закупки;

обеспечить контроль за получателями средств бюджета при проведении закупочных процедур в целях целевого и эффективного использования бюджетных средств, оказывать им методологическую помощь;

организовать работу по контролю за соблюдением условий предоставления социальных выплат различным категориям граждан и в последующем – за обеспечением исполнения ими своих обязательств.

 

Система управления контентом
428004, Чувашская Республика, г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10
Телефон: (8352) 64-21-51
Факс: (8352) 64-21-50
E-Mail: gs@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика