В Н И М А Н И Е !

Это старый сайт Государственного Совета Чувашской Республики!

Переходите на новый сайт http://www.gs.cap.ru

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

РЕКОМЕНДАЦИИ "круглого стола"

РЕКОМЕНДАЦИИ

"круглого стола" на тему "Развитие и поддержка народных

художественных промыслов", проведенного Комитетом Государственного

Совета Чувашской Республики по экономической политике,

агропромышленному комплексу и экологии и Комитетом

Государственного Совета Республики Татарстан по образованию,

культуре, науке и национальным вопросам

 

 11 мая 2018 года                                                   г. Чебоксары

 

В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, представители органов исполнительной власти Чувашской Республики и Республики Татарстан, Экспертного Совета при Комитете Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, органов местного самоуправления, Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан, Казанского техникума народных художественных промыслов, Гильдии ремесленников Чувашии и иных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области народных художественных промыслов.

Участники "круглого стола", всесторонне обсудив вопросы развития и поддержки народных художественных промыслов, отмечают следующее.

Отношения в данной области регулируются Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации являются одними из важнейших задач государственной политики в сфере культуры.

Народные художественные промыслы – важная часть национального наследия, самобытной культуры народов. Их воссоздание содержит в себе огромный научный потенциал, при определенной поддержке их развитие сможет повлиять на улучшение имиджа, повышение социальной, инвестиционной и туристической привлекательности регионов, развитие предпринимательства.

Традиционные народные художественные промыслы Чувашии и Татарстана представлены национальной вышивкой, ткачеством, резьбой и росписью по дереву, лозоплетением, гончарным делом и керамикой, созданием изделий из бересты и лыка, изготовлением национальных костюмов и кукол, плетением из бисера, художественной ковкой и изготовлением ювелирных изделий с национальной символикой.

В настоящее время ведется системная целенаправленная организационно-методическая работа по изучению, пропаганде и развитию самобытного художественного наследия, а также новаторских направлений в сфере декоративно-прикладного искусства.

Реализация мероприятий по развитию и поддержке народных художественных промыслов позволила сформировать необходимую нормативную базу, создать дополнительные рабочие места в сфере производства изделий народных художественных промыслов, расширить их ассортимент и наполнить такими изделиями товарный рынок.

Развитие народных художественных промыслов на современном этапе возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с современными достижениями науки, техники, технологии, информатики. Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности. Роль и значение народных художественных промыслов в дальнейшем будут возрастать, и они в полной мере смогут выполнить свои основные функции – художественно-эстетическую и воспитательно-просветительскую.

В то же время следует отметить, что проблемы развития и поддержки народных художественных промыслов в настоящее время нуждаются в особом внимании. Анализ их состояния показал наличие следующих основных проблем, характерных как для организаций, так и для индивидуальных мастеров.

Изготовители изделий народных художественных промыслов (организации и индивидуальные предприниматели) столкнулись с нехваткой финансовых ресурсов как для сохранения производства изделий народных художественных промыслов, так и для их развития. В настоящее время эти организации функционируют в основном как субъекты малого и среднего бизнеса, претендующие на государственную поддержку и периодически получающие ее через Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации. Однако существующая суммарная финансовая и налоговая поддержка не позволяет сотрудникам данных организаций получать даже среднюю по региону заработную плату. Многоуровневая система поддержки из различных источников предполагает значительный объем подготовительной юридической, организационной и финансово-аналитической работы самих получателей, что в большинстве случаев накладывает дополнительные обременения на изготовителей изделий народных художественных промыслов.

Требуются замена и модернизация оборудования. Это важная стратегическая задача, решение которой осложняется тем, что на техническое перевооружение нужны значительные средства, которые у большинства изготовителей изделий народных художественных промыслов отсутствуют. Для решения данной проблемы требуется принятие системы мер по уменьшению налогового бремени для их изготовителей.

Одной из основных проблем является широкое распространение контрафакта. Традиционные производители вынуждены конкурировать с изготовителями штампованной промышленной продукции со схожим дизайнерским решением, выпущенной зачастую за пределами России, которая значительно дешевле и охотнее раскупается как оптовиками, так и конечными потребителями несмотря на то, что их художественное качество далеко от оригинала. Как следствие, возникает экономический и репутационный ущерб, компенсировать который в условиях действующего законодательства не всегда возможно. Необходимо создание единой информационной системы, которая позволит донести до потенциальных покупателей комплексную информацию об ассортименте изделий народных художественных промыслов, их авторах, о ценах, об условиях и о местах их приобретения.

Одним из ключевых вопросов является подготовка кадров для народных художественных промыслов. Специфика ситуации в заключается том, что в настоящее время практически потерян системный подход к подготовке профессиональных кадров в этой сфере. В связи с крайне низкой заработной платой ощущается острая нехватка квалифицированных кадров: рабочих специальностей, художников, специалистов, занимающихся продвижением изделий народных художественных промыслов и их сбытом. Большинство выпускников учебных заведений, получающих художественное образование по профилю народных художественных промыслов, не идут работать на предприятия в данной сфере деятельности. Непривлекательной в плане материального обеспечения и карьерного роста является сфера народных художественных промыслов для квалифицированных специалистов, имеющих успешный опыт организации логистики и сбыта продукции. Для повышения престижа профессии мастера народных художественных промыслов требуется государственная поддержка подготовки, организации и проведения региональных и общероссийских выставок-продаж и конкурсов по базовым профессиям специалистов, работающих в указанной сфере.

Участники "круглого стала" отмечают, что некоторые промыслы исчезли, и, возможно, безвозвратно, поскольку утрачены традиционные технологии, нет мастеров, которые могли бы их возродить. В некоторых случаях восстановление утраченных промыслов может стать экономически нецелесообразным. При этом имеются территории, где возрождение промыслов актуально и может рассматриваться как важная государственная задача, поскольку будут возобновлены традиционные формы народного искусства, в сельской местности появятся очаги роста, привлекающие туристический поток и обеспечивающие занятость местного населения.

С учетом важности сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития народных художественных промыслов участники "круглого стола" р е к о м е н д у ю т:

 

1. Органам исполнительной власти Чувашской Республики и Республики Татарстан содействовать:

созданию условий для развития межрегионального культурного сотрудничества Республики Татарстан и Чувашской Республики в области развития народных художественных промыслов;

разработке и осуществлению дополнительных мер поддержки организаций и мастеров народных художественных промыслов путем формирования системы финансовой, имущественной, кадровой, научно-методической, юридической и информационной поддержки;

сохранению традиций народных художественных промыслов, выявлению носителей традиций народных художественных промыслов, утраченных видов народных художественных промыслов и созданию единой базы данных изготовителей изделий народных художественных промыслов, проведению мониторинга ситуации в этой сфере;

разработке и реализации программ развития организаций народных художественных промыслов, их маркетинг-планов;

развитию внутреннего и въездного туризма, связанного с народными художественными промыслами, реализации предложений по созданию и укреплению туристических комплексов в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;

разработке и обеспечению внедрения мер по стимулированию сбыта продукции народных художественных промыслов и изучению возможностей для организации специализированной системы ее сбыта;

осуществлению научно-исследовательской деятельности в области народных художественных промыслов;

внедрению современных механизмов подготовки кадров для обеспечения отрасли народных художественных промыслов квалифицированными специалистами во взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;

осуществлению государственно-частного партнерства в целях создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;

производителям изделий народных художественных промыслов в создании благоприятной среды для развития творческой и предпринимательской инициативы, адаптации ассортимента к современным нуждам, создании и укреплении региональных брендов и отрасли в целом;

популяризации народных художественных промыслов в Российской Федерации и за ее пределами, развитию международного обмена и стажировок в Российской Федерации и за рубежом, организации и проведению фестивалей, форумов, выставок, выставочно-ярмарочных мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров;

учреждению Межрегионального фестиваля народных художественных промыслов Поволжья;

проведению научно-практической конференции на тему "Развитие и поддержка народных художественных промыслов" в Республике Татарстан.

2. Органам местного самоуправления содействовать:

созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;

осуществлению муниципально-частного партнерства в целях создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;

созданию и укреплению туристических комплексов в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;

организации и проведению фестивалей, форумов, выставок, выставочно-ярмарочных мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров;

повышению информированности населения об ассортименте изделий народных художественных промыслов.

Система управления контентом
428004, Чувашская Республика, г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10
Телефон: (8352) 64-21-51
Факс: (8352) 64-21-50
E-Mail: gs@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика